Что изменит Нацбанк в монетарной политике в 2018 году

Павел Каллаур рассказал о корректировках, которые проведет в своей деятельности в следующем году Национальный банк.

В 2018 году в Беларуси будут сделаны шаги по корректировке монетарной политики, сообщил председатель правления Национального банка Павел Каллаур.

Что изменит Нацбанк в монетарной политике в 2018 году

«Ценовая стабильность — основная цель Нацбанка, и это в текущем году уже определено в Уставе центрального банка. Мы будем двигаться к применению монетарной политики, которая называется инфляционное таргетирование», — сказал он, отвечая на вопросы БелаПАН 2 ноября в кулуарах Октябрьского экономического форума (KEF).

Он обратил внимание, что на нынешнюю пятилетку на государственном уровне поставлена задача по снижению инфляции до 5% в 2020 году.

«Что касается перехода от режима монетарного к инфляционному таргетированию, то этот процесс будет иметь постепенный характер. В 2018 году, оставляя широкую денежную массу в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики, мы меняем операционную цель денежно-кредитной политики, то есть вместо контроля над денежной базой мы будем контролировать процентные ставки на денежном рынке», — сообщил Павел Каллаур.    

Отвечая на вопрос о конкретных сроках перехода на режим инфляционного таргетирования, он выразил надежду, что «к 2020 году, когда у нас будет инфляция на уровне 5%, у нас будет именно этот режим монетарной политики».

Говоря о других задачах Нацбанка, он отметил, что регулятор будет продолжать заниматься вопросами финансовой стабильности.

«В основе финансовой стабильности лежит экономическое благополучие наших предприятий и в этом направлении предстоит большая работа с правительством с целью повышения эффективности работы наших субъектов хозяйствования в ближайшем будущем», — сообщил Павел Каллаур. 

В частности, он отметил, что данной работой необходимо заниматься, поскольку устойчивость работы предприятий оказывает прямое влияние на состояние государственных финансов.

«Существует проблема фискальных рисков, она всегда существовала, но три года назад мы о ней не говорили. К настоящему времени мы сделали первоначальные оценки величины фискальных рисков. В целях их минимизации необходимо провести огромную работу, как это ни банально звучит, по повышению эффективности государственных предприятий», — подытожил Павел Каллаур.  

По сведениям БелаПАН, ранее на фискальные риски белорусским властям указывал Международный валютный фонд. По мнению МВФ, в условиях, когда финансовое положение многих госпредприятий в 2015—2016 годах ухудшилось, существенно возросли фискальные риски (возникающие в бюджетной сфере в связи с взаимодействием государства с госсектором).

Эксперты валютного фонда считают, что фискальные риски могут выражаться в прямых издержках для белорусского бюджета в связи с получением меньших дивидендов и налогов от госпредприятий.

Кроме этого, по мнению валютного фонда, риски для бюджета связаны с тем, что в условиях ухудшения финансового положения госпредприятий могут потребоваться субсидии на покрытие расходов по убыточным направлениям деятельности. Также валютный фонд видит фискальные риски в том, что могут потребоваться дополнительные бюджетные расходы на исполнение госгарантий по кредитам, ранее выданным госпредприятиям.
 
По оценкам Нацбанка, 18% кредитного портфеля белорусских банков находится под гарантиями правительства и местных органов власти. Соответственно, если заемщики не смогут погашать взятые долговые обязательства самостоятельно, исполнять их необходимо будет за счет средств бюджета.