Где потолок у госдолга Беларуси?

Беларусь приближается к пороговому значению госдолга, и этот порог может быть превышен.

Внешний госдолг Беларуси, как стало известно на этой неделе, достиг исторического максимума — 30,9% к ВВП. С учетом внутренних обязательств госдолг составляет 40%. Согласно решению властей, пороговое значение госдолга определено на уровне 45% к ВВП. Нерешенные проблемы в госсекторе могут привести к тому, что госдолг преодолеет и эту планку.

 

Берем новые долги, чтобы вернуть старые

В 2018 году Беларуси предстоит направить около 3,7 млрд долларов на выплаты по госдолгу, в том числе 2,5 млрд долларов нужно отдать на погашение основной части госдолга и более 1,2 млрд долларов направить на его обслуживание.

Большие платежи заставляют привлекать новые заимствования, чтобы рассчитаться по старым обязательствам. По информации БелаПАН, белорусские власти в настоящее время готовят отчет о выполнении условий шестого транша евразийского кредита, чтобы получить из средств Евразийского фонда стабилизации и развития очередные 200 млн долларов.

«Предположительно, на Совет ЕФСР вопрос по шестому траншу кредита Беларуси может быть вынесен в декабре», — сообщил БелаПАН собеседник, знакомый с ситуацией.

В 2018 году официальный Минск рассчитывает привлечь два транша из Евразийского фонда на сумму 400 млн долларов, разместить новые выпуски валютных гособлигаций на 1 млрд долларов, а также получить дополнительные заимствования, и все это, чтобы рассчитаться по старым долгам.

Министерство финансов аргументированно доказывает, что в ближайшие годы рассчитаться по долгам страна сможет.

«Госдолг является устойчивым, но при этом он выступает весьма значительным бременем для страны с точки зрения ежегодной нагрузки по обслуживанию и погашению госдолга. Мы оцениваем в среднесрочной перспективе ежегодные платежи на уровне 3,5 млрд долларов — это большая сумма для экономики страны», — отметил на этой неделе первый замминистра финансов Максим Ермолович.

Минфин обращает внимание на то, что нынешний уровень госдолга Беларуси соответствует утвержденным параметры экономической безопасности. На 1 октября госдолг по отношению к ВВП составил 40% при действующем пороговом значении 45%. По оценке Минфина, в ближайшие годы величина госдолга Беларуси будет находиться на уровне 43% к ВВП.

Остановится ли размер госдолга Беларуси на этом уровне или, как сейчас, будет продолжать расти?

 

Общественность волнуется

В 2015 году белорусские власти утверждали бюджетное правило, которое предполагало, что на 50% выплаты по госдолгу должны рефинансироваться, а на 50% осуществляться за счет недолговых источников. Предполагалось, что такой подход должен привести к сокращению величины госдолга, однако в действительности этого не происходит.

«К сожалению, обеспечить снижение госдолга за счет повышения эффективности работы экономики не удается. Пока мы наблюдаем постоянное рефинансирование задолженности Беларуси перед кредиторами, что приводит в конечном счете к увеличению уровня госдолга. По уровню госдолга мы уже подошли к потолку», — считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая также соглашается с оценкой Минфина, которая говорит о том, что предельный уровень госдолга составляет 45% к ВВП.

«Маастрихтский договор предполагает, что уровень госдолга в странах Евросоюза должен быть не более 60% к ВВП. Однако, учитывая высокую стоимость привлекаемых Беларусью заимствований и относительно короткие сроки, можно согласиться с тем, что для нас потолок уровня госдолга — 45% к ВВП», — считает Ирина Точицкая.

Эксперт констатирует, что на обслуживание госдолга уже уходит около 10% совокупных расходов республиканского бюджета.

«Государственные заимствования, когда они привлекаются для проведения реформ и повышения темпов экономического роста, можно оправдать, они открывают новые возможности для страны. В то же время Беларусь в последние годы привлекает заимствования для того, чтобы рассчитаться по старым долгам, и, к сожалению, этим все и ограничивается», — подчеркивает Точицкая.

Поскольку долг растет, и не видно, каким образом это повысит потенциал национальной экономики, белорусская общественность и выражает обеспокоенность наблюдаемой тенденцией, говорит эксперт.

Более того, отсутствие реформ в реальном секторе формирует опасения, что в будущем проблемы госпредприятий могут конвертироваться в рост государственного долга, как это уже бывало. По данным Минфина, из-за неплатежеспособности госсектора госдолг Беларуси увеличился в 2015-2016 годах примерно на 1,8 млрд долларов.

«Реальный сектор не изменился, и подходы к управлению госсектором также существенно не поменялись. Поэтому в случае повторения макроэкономического шока, который мы переживали в 2015-2016 годы, вероятность того, что долги госпредприятий придется брать на себя государству, велика» — считает академический директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Катерина Борнукова.

С учетом этого эксперт предполагает, что уровень госдолга может не остановиться на отметке 45% к ВВП.

«Основной объем госдолга Беларуси сформирован в иностранной валюте, и каждая девальвация приводит к увеличению размера госдолга к ВВП. Поэтому существуют опасения, что в будущем размер госдолга может стать и более 45% к ВВП», — резюмировала Катерина Борнукова.