Инвестиционные форумы Беларуси за рубежом — деньги на ветер?

Инвесторы осторожны по отношению к Беларуси, потому что не видят здесь единых прозрачных правил.

Нельзя сказать, что проведение за рубежом белорусских инвестиционных форумов лишено смысла, однако успехи явно не соответствуют ожиданиям.

Об эффективности белорусско-европейского инвестиционного форума в Люксембурге можно будет судить лишь через какое-то время. Фото: СТВ

Нелегким выдался конец октября для премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова. Вначале на заседании Евразийского межправительственного совета в Ереване ему пришлось критиковать Москву за медленное движение к единым рынкам энергоресурсов в ЕАЭС. А уже через день Кобяков убеждал зарубежных бизнесменов в привлекательности нашей страны на белорусско-европейском инвестиционном форуме в Люксембурге.

И в первом, и во втором случае результаты станут известны лишь через какое-то время. И если говорить об инвестфорумах, то итоги предыдущих мероприятий подобного рода не слишком впечатляют.

Как явствует из самого названия, форумы должны привлечь в экономику страны побольше иностранных инвестиций. Причем желательно прямых и реальных, то есть вносящих не менее 10% в любой долгосрочный проект, который связан с покупкой существующих или новых объектов, непосредственно участвующих в процессе производства.

Напомню, что инвестфорумы с участием Беларуси проходили в 2008 году в Лондоне, в 2010-м — во Франкфурте-на-Майне, а в 2014-м вообще сразу два — в Нью-Йорке и том же Лондоне.

В них участвовало множество официальных лиц, по завершении объявлялось о том, что пакеты предложенных инвестиций включали в себя десятки предложений на миллиарды долларов.

Но реализованными оказались лишь единицы. Австрийская компания Kronospan создала деревообрабатывающее производство в Сморгони, немецкая Uniferm организовала выпуск дрожжей на базе Слуцкого сахарорафинадного завода. Кроме того, пусть не с первоначально намечавшимся партнером, а со швейцарской компанией Stadler, но в конце концов удалось наладить выпуск электропоездов.

Перечень же так и не состоявшихся сделок, в том числе с участием таких знаменитых фирм, как, например, Caterpillar, выйдет гораздо более внушительным.

Об эффективности двух последних форумов (в 2014 году) можно также косвенно судить по общим объемам прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Согласно сведениям Белстата, в 2013 году они составили 2,136 млрд долларов, в год проведения инвестфорумов — 1,811 млрд, на следующий год — 1,611 млрд и, наконец, в прошлом году — 1,307 млрд долларов.

Разумеется, можно предположить, что без форумов положение дел было бы еще печальнее. Но в любом случае совершенно очевидно, что прорыва не произошло.

Между тем государственные СМИ снова спешат порадовать население новыми достижениями на инвестиционном фронте, сообщая, что «подписан ряд соглашений и меморандумов». При этом конкретные факты как-то не впечатляют. В частности, сообщается, что под китайско-белорусский «Великий камень» потек еще один ручеек: некое ООО «Ланц Мануфактур» намерено инвестировать аж 500 тысяч долларов, чтобы выпускать там светодиодные лампы и светильники LED Teсhnology…

Как следствие, возникает подозрение, что и теперь кардинальных позитивных сдвигов ожидать сложно.

Так что же препятствует? Ведь утверждать, что в стране ничего не делается для привлечения инвесторов, было бы неверно. За последние годы в рейтинге Doing Business Беларусь вышла на 38-е место.

Отметим также, что официальный Минск уже почти два года не находится под западными санкциями. Вот и в Люксембурге Кобяков встретился с комиссаром по европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнесом Ханом, который заявил о готовности начать экспертную работу по формированию основных элементов всеобъемлющего соглашения о взаимодействии Беларуси и Европейского союза.

К этому уже давно призывает объединенную Европу белорусское руководство, рассчитывая тем самым, помимо прочего, стимулировать инвестиционные поступления.

Понятно, что с учетом переговоров, подписания документа и последующей его ратификации Европейским и 28 национальными парламентами скорого завершения этого процесса ожидать не приходится. Но даже случись это завтра, прорыва в инвестиционном плане не последовало бы.

Конечно, наличие договорно-правовой базы играет очень важную роль. Однако остается еще ряд препятствий.

К их числу эксперты BISS отнесли низкую степень приватизации, отсутствие официальных комментариев о свернутых проектах, закрытость и непрозрачность системы.

Самое же главное — отсутствие единых правил для всех игроков рынка и гарантий стабильности. Потенциальные инвесторы видели здесь слишком много примеров, когда обещания, данные иностранным бизнесменам, нарушались.

Стремясь обезопасить себя от малейших, иногда просто воображаемых, угроз, режим лишал страну возможности нормального развития. И даже если теперь он искренне намерен пересмотреть подходы к развитию бизнеса, правилам игры на рынке (в чем имеются сомнения), исправление репутации потребует значительного времени.