Владимир Ковалкин. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Нужна система сдержек и противовесов

Владимир КОВАЛКИН

Владимир КОВАЛКИН

Окончил Академию управления при президенте Республики Беларусь, получил степень бакалавра экономики, а позднее — магистра экономики. Магистр гуманитарных наук по политологии (ЕГУ, программа «Публичная политика»). Эксперт по вопросам реформы государственной службы и руководитель проекта «Кошт урада» в рамках проекта BIPART.

Как известно, власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Чтобы предотвратить подобный разврат людей, наделенных властью, отцы-основатели США создали эффективную систему разделения властных полномочий, сдержек и противовесов, которая успешно работает и по сей день.

Обычно, когда мы говорим о разделении властей, то подразумеваем разделение на законодательную, исполнительную и судебные ветви, но при этом забываем, что есть еще и разделение власти на национальный и местный уровни.

Впервые на белорусских землях местное самоуправление появилось в 1387 году с приходом в страну института Магдебурского права, когда великий князь Ягайло даровал городу Вильно право на самоуправление. После последнего раздела Речи Посполитой в 1795 году и с переходом наших земель под управление Российской империи местное самоуправление было упразднено, но так и не появилось на современном этапе независимости.

Можно возразить и напомнить, что в Беларуси существует целый ряд уровней власти на местах, среди которых самыми важными являются областной и районный уровни. Но глав областей в Беларуси назначает лично президент, а глав районов — главы областей по согласованию с президентом. Разве можно говорить об эффективном разделении власти на национальном и местном уровнях, если руководство местной власти подотчетно президенту, а не местным советам и местным жителям, как это реализовано в США?

В Беларуси ни один председатель исполкома не сможет и дня продержаться на своей должности, если он станет противостоять президенту, защищая интересы местных жителей.

Это не местное самоуправление, а местное управление, где система сдержек и противовесов полностью отсутствует, а механизмы согласования интересов на местном и национальном уровнях практически отсутствуют.

Но вернемся к вопросу разделения полномочий между ветвями власти. В США на национальном уровне законодательная власть представлена Конгрессом, который в свою очередь разделен на Сенат и Палату представителей. Обе палаты полностью независимы и могут блокировать решения друг друга. Также они независимы от президента, поскольку формируются путем выборов и подотчетны гражданам, а не президенту. Поэтому даже в том случае, когда президент применил вето в отношении законопроекта, одобренного Конгрессом, Конгресс может двумя третями голосов обеих палат принять этот закон без подписания президентом.

В Беларуси же в случае расхождения декрета или указа президента с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом, то есть практически никогда.

В США судья — чаще всего выборная и всегда пожизненная должность. Ни президент, ни Конгресс не имеют влияния на решения судов, поскольку у них нет полномочий для продвижения и отстранения судей от должности, так же, как нет и влияния на их вознаграждение за труд. В Беларуси же судей назначает, продвигает и снимает с должности президент. В результате в США судья выносит независимые и справедливые с точки зрения закона решения, а в Беларуси постоянно ориентируется на мнение президента.

апример, в США Федеральный окружной суд в Нью-Йорке наложил временный запрет на высылку мигрантов с действующими американскими визами из аэропортов США, несмотря на указ президента Дональда Трампа, в то время как в Беларуси председатель Конституционного суда назвал антитунеядский декрет президента соответствующим Конституции, ведь Лукашенко неоднократно высказывался о необходимости заставить безработных работать, что противоречит Конституции Беларуси, которая запрещает принудительный труд.

В Беларуси мы имеем жесткую иерархически выстроенную пирамиду власти с президентом наверху и исполнителями команд-приказов на каждом уровне и в каждой ветви власти, которая напоминает систему управления войсками в военное время.

Наша система государственного управления позволяет обеспечить скорость исполнения решений через соподчинение и слаженность действий, относительную дешевизну принятия решений благодаря отсутствию необходимости их всестороннего обсуждения и согласования с группами интересов.

В то же время в долгосрочном периоде эта система неустойчива, поскольку не стремится учитывать интересы различных групп граждан и бизнеса, и очень дорога, поскольку приводит к постоянно повторяющимся экономическим, социальным и политическим кризисам.

Такая система государственного управления успешна в подавлении и подчинение интересов граждан интересам власти, при этом она не способна обеспечивать подотчетность государственных институтов между собой и перед обществом, поскольку в нее не заложена система сдержек и противовесов, не встроена защита от неадекватных решений наверху.

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».