Россия может возродить проект «Курьер» и привлечь к нему Беларусь

Компактную межконтинентальную баллистическую ракету «Курьер» начали создавать еще при Советском Союзе. Для перевозки ракеты использовали минские шасси.

Новый виток гонки вооружений может принести белорусскому ВПК новые заказы, но ее последствия могут сказаться на судьбах мира.

Недавно Конгресс США заложил в новый, рекордный по объему военный бюджет страны расходы на разработку новой наземной ракеты средней дальности в качестве одной из контрмер против России.

Иллюстрация ru-an.info

По мнению российского военного эксперта Александра Перенджиева, это решение нарушает договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), подписанный Соединенными Штатами и Советским Союзом еще в 1987 году. И фактически означает, «что тем самым договор РСМД прекращается».

Другой известный российский эксперт Виктор Мураховский отмечает: хотя формально, с точки зрения буквы, Конгресс своим решением не нарушил договор РСМД (в соответствующей статье бюджета не предусматривается никаких летных испытаний, создания опытных образцов и т.д.), на деле «это натуральная провокация».

На нее, по мнению не названного в СМИ источника в ракетно-космической отрасли, Россия может ответить возобновлением — на новой технологической базе — производства разработанной еще в СССР компактной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Курьер».

Источник считает, что есть все возможности быстро вернуться к этой разработке Московского института теплотехники. Более того, проект не противоречит договору РСМД.

В этом контексте возникает закономерный вопрос о возможном участии в реинкарнации «Курьера» белорусских предприятий, которые изначально работали над его созданием. Для более-менее обоснованного ответа, очевидно, есть необходимость обратиться к истории проекта.

 

К созданию «Курьера» был подключен МАЗ

В 1983 году американские специалисты начали разработку мобильного ракетного комплекса Midgetman, оснащенного МБР с дальностью полета не менее 10 тысяч км. Его важной особенностью были ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты (не более 15-17 т).

21 июля 1983 года вышло постановление Совмина СССР, в соответствии с которым в качестве ответной меры предполагалось создать ракетный комплекс со схожими характеристиками. Воткинский машиностроительный завод должен был сначала построить необходимое количество опытных ракет, а затем развернуть производство серийных изделий, которое планировалось на начало девяностых годов.

Фото ruzhany.narod.ru

Основным элементом нового комплекса решили сделать МБР 15Ж59. Она должна была строиться по трехступенчатой схеме с отдельной ступенью разведения. Все ступени предполагалось оснастить твердотопливными ракетными двигателями с использованием топлива нового типа.

Жесткие технические требования заставили исполнителей проекта освоить новые материалы и технологии. Так, в конструкции корпуса ракеты широко использовались новейшие композитные материалы, а бортовой приборный комплекс был построен на основе самой современной элементной базы.

Длина ракеты «Курьер» не превышала 11,2 м, а максимальный диаметр корпуса равнялся 1,36 м. Первоначально стартовый вес проектировался на уровне 15 т, однако в дальнейшем его пришлось увеличить до 17 т. Забрасываемый вес должен был составить около 500 кг. Моноблочная головная часть несла ядерный боезаряд мощностью порядка 150 кт.

Несмотря на малый вес и габариты, «Курьер» был рассчитан на то, чтобы доставлять боевую часть на дальность до 10-11 тысяч км. Круговое вероятное отклонение не должно было превышать 350-400 м.

Ограничения по габаритам и стартовому весу ракеты хотя и усложняли разработку, но имели ряд положительных моментов. Носителем «Курьера» могли стать специальные многоосные колесные шасси, автомобильные полуприцепы или контейнеры стандартных размеров и железнодорожные платформы. Кроме того, не представляла особых трудностей перевозка ракет военно-транспортными самолетами.

Первоначально «Курьер» планировалось смонтировать на трехосном шасси, затем — на четырехосном транспортере Минского автозавода МАЗ-7909, но в процессе работы увеличенная масса ракеты заставила перейти на более грузоподъемный пятиосный автомобиль МАЗ-7929 (колесная формула 10x8), базировавшийся на агрегатах машин МАЗ-543М и МАЗ-7909.

МАЗ-7929 был оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-8424.10 мощностью 420 л.с., механической 9-ступенчатой коробкой передач и доработанной ходовой частью от автомобилей 543-й серии. Его снаряженная масса составила 25 т, полная — 60 т. К слову, МАЗ-7929 стал одним из предшественников знаменитого теперь семейства четырехосных тактических автомобилей МЗКТ-7930.

Вместе с МАЗ-7909 автомобиль МАЗ-7929 в 1989-1990 годах участвовал в испытаниях на полигоне Капустин Яр и был принят за основу окончательного варианта самоходной пусковой установки (СПУ) для подвижного грунтового ракетного комплекса «Курьер». В 1991 году все работы по «Курьеру» на базе МАЗ-7929 были завершены, и на заводе «Баррикады» в Волгограде началось изготовление опытных образцов СПУ.

 

Проект закрыли на закате СССР

В ряде источников сообщается о специальном варианте «Курьера», предназначавшемся для скрытой переброски ракет в заданный район. Их малый вес и размеры позволяли поместить «изделие» в специально оборудованный стандартный грузовой контейнер или автомобильный полуприцеп. Такая замаскированная под автопоезд СПУ могла бы, не привлекая внимания, перемещаться по дорожной сети всего СССР и, в случае получения приказа, проводить запуск.

Фото dancomm.ru

В качестве базы для такой СПУ были выбраны седельный тягач МАЗ-6422 и полуприцеп МАЗ-9389. Отработка этой модификации «Курьера» началась уже вскоре после старта проекта, и основная масса работ была проведена задолго до окончательного выбора в качестве носителя мобильной пусковой установки шасси МАЗ-7929.

Уже в сентябре 1984 года на полигоне в Бронницах (Московская область) были проведены предварительные испытания предполагаемых тягача и прицепа. По окончании первого этапа испытаний грузовик перегнали в Гомельскую область, где он долго курсировал по местным трассам. Собранные данные использовались при разработке ракеты 15Ж59 и других элементов перспективного ракетного комплекса.

Но модификация ракетного комплекса на базе гражданского тягача с полуприцепом так и застыла на предварительной стадии исследований. По мнению некоторых экспертов, создание этой версии «Курьера» было связано с рядом технических проблем. В частности, с отсутствием систем связи и управления с заданными характеристиками, которые можно было бы смонтировать на гражданском автопоезде. Другие говорят о недостаточном финансировании этой разработки.

В этом плане особого внимания заслуживает версия Виктора Есина, генерал-полковника в отставке, начальника главного штаба Ракетных войск стратегического назначения России в 1994-1996 годах. По его словам, действительно один из вариантов «Курьера» должен был маскироваться под автопоезд для перевозки крупногабаритных грузов по шоссе общего пользования. Но, поразмыслив, решили, что передвижение ракет с ядерными боеголовками по дорогам общего назначения слишком опасно.

«Будет ли ядерная война или нет, это еще неизвестно, а бед можно в мирное время нажить много. Поэтому он и был приостановлен. Не потому что денег не хватало, а потому что риски были слишком велики», — пояснил Есин.

Предпочтение было отдано СПУ на базе МАЗ-7929. Работы по сборке мобильной пусковой установки началась в 1991 году. Завершение подготовки всех агрегатов «Курьера» и проведение первых летных испытаний его ракеты было запланировано на середину 1992 года. Однако в октябре 1991 года проект комплекса «Курьер» с ракетой 15Ж59 был закрыт. В числе причин называются: экономическая ситуация в стране, изменение международной политической ситуации, отмена разработки американского проекта Midgetman.

 

Какие колеса выберут?

Тем не менее, как отмечают эксперты, наработки по этому комплексу не пропали, ряд из них нашли применение в ракетах «Тополь-М», «Булава» и др. В связи с чем возобновление работ над «Курьером» (уже на новом техническом уровне) многим представляется возможным. Предметом обсуждения служит возможный способ базирования.

Либо это будет классический вариант на базе специальных колесных шасси — и тогда без продукции Минского завода колесных тягачей, который является наследником спецпроизводства МАЗа, вряд ли удастся обойтись (создание российского аналога потребует и времени, и денег). Либо — «гражданская» версия на базе полуприцепа автопоезда или универсального контейнера, для которой возможно будет использовать автотехнику Камского автозавода.

Второй вариант, конечно, соответствует нынешней политике импортозамещения, провозглашенной правительством России, но тут, очевидно, стоит взять в внимание те опасения, которые изложил генерал-полковник Есин.