Кредиторы прочат Беларуси беспросветное будущее

Власти надеются на ускорение роста экономики, а кредиторы прогнозируют в Беларуси хроническую стагнацию.

На этой неделе президент потребовал от правительства ускорить рост экономики, но в выполнение этого поручения многие не верят. Международные финансовые организации, например, которые выступают кредиторами Беларуси, прогнозируют, что страну ждет затяжная стагнация. Эксперты считают, что рано или поздно властям придется реагировать на эту угрозу.

 

Власти не согласны с диагнозом кредиторов

Отказ выполнять рекомендации МВФ и последующая приостановка переговоров с фондом по кредитной программе — события 2017 года, которые проиллюстрировали неготовность белорусских властей проводить глубокие реформы.

Ответом на это стали неутешительные долгосрочные экономические прогнозы по Беларуси, которые в октябре-ноябре опубликовали международные финансовые организации.

Так, на этой неделе Евразийский банк развития опубликовал отчет, в котором предположил, что в 2017-м белорусская экономика вырастет на 1,8%,

При этом экономисты банка ожидают, что в среднесрочной перспективе восстановление роста белорусской экономики «будет сдерживаться существующими структурными ограничениями в экономике, прирост ВВП в 2018-2020 годы составит 1,7%».

Показательно, что и другие финансовые организации, причем не только с Востока, но и с Запада, строят аналогичные прогнозы по Беларуси.

Европейский банк реконструкции и развития в своем ноябрьском прогнозе предположил, что в 2017-м белорусская экономика вырастет на 1,5%, а в 2018-м немногим больше — на 2%. «Перспективы экономического роста Беларуси по-прежнему зависят от степени структурных реформ в стране», — считают экономисты ЕБРР.

Другие авторитетные западные финансовые институты, словно сговорившись, придерживаются практически идентичного мнения относительно белорусской экономик.

Международный валютный фонд в ноябре заявил, что потолок для Беларуси на ближайшие годы — ежегодный рост ВВП на уровне не более 2%. Ускорение белорусской экономики, считает валютный фонд, возможно только в случае глубокого реформирования сектора госпредприятий.

Наконец, Всемирный банк в начале ноября также заявил, что Беларуси «светят» в ближайшие годы низкие темпы экономического роста. В своем октябрьском прогнозе Всемирный банк предположил, что рост ВВП Беларуси в нынешнем году составит 1,8%, в 2018-м — 2,1%.

Таким образом, как видим, абсолютно все международные финансовые институты, с которыми сотрудничает Беларусь, прочат нашей стране низкие темпы экономического роста на ближайшие годы.

Однако с таким диагнозом официальный Минск не согласен. Власти считают, что потенциал для ускорения темпов роста белорусской экономики существует, и для его реализации необязательно проводить пресловутые реформы в госсекторе.

На этой неделе Александр Лукашенко во время совещания, посвященного прогнозу развития экономики, заявил, что будущий год должен стать особым, поставил перед правительством задачу преодолеть отставание, допущенное за годы рецессии, и поручил в 2018-м выйти на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития.

Напомним, за время рецессии (2015-2016 годы) ВВП Беларуси сократился на 6%. В этом году власти рассчитывают обеспечить экономический рост на 1,7%, а в будущем ускорить его до 3,4%. Для выполнения пятилетней программы, которую ранее утвердили власти, экономика в 2019-2020 годы должна расти еще быстрее — на 4,3% и на 4,9% соответственно.

 

Стабильность под угрозой

Белорусские экономисты обращают внимание, что в России, которая выступает основным торговым партнером Беларуси, ВВП за январь-сентябрь вырос на 1,8%, и МВФ ожидает, что по итогам года российская экономика увеличится только на 2%.

«Пока международные организации прогнозируют, что рост экономики России в ближайшие годы не превысит 2%, а факторов, которые бы позволили белорусской экономике расти быстрее российской, не видно», — отмечает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

По ее мнению, при таком раскладе показатели пятилетней программы социально-экономического развития могут быть выполнены только искусственным образом.

«Населению безразлично, какой темп роста ВВП — им важен их жизненный уровень. Создание искусственных условий для роста ВВП, которые могут улучшить статистику, на уровень жизни людей повлияют отрицательно. Мы в этом уже не раз убеждались. Поэтому экономический рост должен быть естественный, а не искусственный», — подчеркивает Ирина Точицкая.

Белорусские экономисты считают, что меры по развитию малого и среднего бизнеса, принимаемые властями, не окажут большого влияния на экономику. К слову, в минувший четверг президент наконец-то подписал долгожданный декрет о «О развитии предпринимательства».

«Инициативы по либерализации условий для малого и среднего бизнеса можно только приветствовать. Однако основным барьером для быстрого развития частного сектора является госсектор. Де-факто госсектор — часть экономики, которая остается приоритетом государственной политики. Этот факт ограничивает возможности развития частного сектора и не позволяет создать точки для экономического роста», — полагает академический директор BEROC Катерина Борнукова.

Именно об этом говорила и глава представительства Европейского союза в Беларуси Андреа Викторин, выступая недавно в Минске на Октябрьском экономическом форуме (KEF).

«Структурная слабость белорусской экономики выражается в том, что в стране доминируют государственные предприятия, которые не дают развиваться частному сектору в стране», — подчеркнула Андреа Викторини.

Однако белорусские власти все еще верят в потенциал госсектора и надеются, что он обеспечит ускорение белорусской экономики в ближайшие годы.

Затяжная стагнация может вызвать разочарование у властей, и через 2-3 года может быть сделан выбор в пользу одного из двух сценариев, прогнозирует Екатерина Борнукова.

«Первый сценарий — мы сохраним макроэкономическую стабильность, и в конечном счете, наблюдая за хронической стагнацией, власти согласятся проводить реформы госсектора. Второй сценарий — в целях ускорения темпов роста ВВП государство пожертвует макроэкономической стабильностью, попытается за счет эмиссии стимулировать экономику, и это в очередной раз приведет к экономическому кризису», — предполагает эксперт.

Отсутствие определенности и ясных экономических перспектив, считает академический директор BEROC, может привести к тому, что белорусы станут голосовать ногами.

«Низкие темпы экономического роста не устроят общество. В случае увеличения отставания Беларуси от соседних стран люди могут начать голосовать ногами и искать работу за пределами страны. Поэтому понимание того, что реформы необходимы, рано или поздно к государству придет», — надеется Катерина Борнукова.

 


  • Чудеса в этой статье -. по выводам . Кредиторы и Европейский банк развития прочат Беларуси беспросветное будущее в связи с ростом экономики на 1,8% в 2017 г и прирост ВВП в 2018 2% и до 2020 г 1.7% тоже вторит Международный валютный фонд .Получается что эти темпы очень плохо -что тогда говорить о некоторых странах Евросоюза и тд ДА пути выводов не предсказуемы . Рост ВВП - СТАГНАЦИЯ ?
  • Рост ВВП на 1,8% - 2% на фоне его падения на 3% ежегодно (2015-2016г.г - 6%), что это, если не стагнация? С арифметикой плохо, уважаемый?