Сергей Шнуров: я же сам являюсь брендом

Накануне минского концерта Сергей Шнуров представил в белорусской столице выставку своих брендреалистичных работ.

Работы им же провозглашенного направления в искусстве брендреализм с цензом на вход «18+» привез в Минск питерский хулиган и музыкант, лидер группировки «Ленинград» и владелец одного из самых продаваемых брендов в России Сергей Шнуров.

Накануне его концерта в «Минск-Арене» Шнур встретился с журналистами и рассказал собственно о выставке, о своих любимых брендах, об отношениях с алкоголем и искусством, а также о том, зачем он хотел продать группу «Ленинград» народу.

Шнуров первым делом закурил и заявил, что он проводник курения во всем мире и борец за права курящих.

Стартовый вопрос о вторичности его изобразительного искусства по отношению к творчеству Энди Уорхола Шнура ничуть не смутился: «Энди Уорхол был все-таки художником, а я только играю художника. У меня такая ролевая модель. Уорхол — большой классик поп-арта, но у него тоже было много игры. Бренд Энди Уорхола рос одновременно с его произведениями. Я же сам являюсь брендом. Я как волшебник, который дотрагивается до какой-то **йни, и она превращается в произведение искусства».

Название своего направления — брендреализм — он считает довольно условным и объясняется просто: «Мне нравится слово бренд».

Шнур предметы искусства не собирает. «Не люблю, — говорит, — при переезде собирать много вещей». Но кое-что у него есть — совсем чуть-чуть русского авангарда. А еще — картина белорусского художника Руслана Вашкевича. Почему купил? «Господи, ну, понравилась, и купил, — сказал музыкант. — Какой трепет? Для того чтобы купить картину, нужны деньги. Трепет не нужен».

Минск — третий город после Питера и Москвы, где Шнуров показывает свою выставку «Ретроспектива брендреализма». Он признался, что в Минске у него проходят «самые эмоциональные концерты, и публика здесь принимает его как нигде в мире».

В принципе, считает Шнур, любой концерт «Ленинграда» — это перформанс. «И наблюдая за динамикой спроса и предложения, я вижу, что сейчас это самый дорогой в России перформанс», — сказал он.

«Манифест брендреализма я написал в 2005-2006 году. И воплощать в жизнь я его начал с помощью песен «Ленинграда». Все эти большие бренды типа сумка «прада», все эти «луи витоны», эйфелевы башни были связаны с тем, что я вначале их подвел под некую программу и начал ее реализовывать. Эта выставка и объясняет мою стратегию. Мир с 2006 года, конечно, изменился. Был одним, а потом вышел клип «Экспонат», и он стал, бл***, иным».

Шнуров не знает, во сколько можно оценить его работы: «Я человек ситуативный, т.е. пьющий, поэтому цена варьируется. Сколько стоит бренд «Сергей Шнуров»? Тоже не знаю. Наверное, нужно выкидывать акции на рынок. У меня была мысль лет пять назад продать группу «Ленинград» народу. Выпустить акции и таким образом собрать большую кучу денег. Только я не понимал, зачем мне столько денег. Поэтому так не сделал, и до сих пор не знаю, сколько стоят «Сергей Шнуров» и «Ленинград».

На выставке в Минске Сергей Шнуров представляет не всю коллекцию брендреализма. Основные работы 2005-2006 годов, которые «были намалеваны собственно под манифест», удачно проданы, и неудобно было тормошить их владельцев, да «и возни много».

В отличие от многих других художников, Шнуров не посвящает свои работы супруге.

«Я Матильде подарил всю свою жизнь. Ну, бл***, что я еще должен? Это все драматика, начало 19-го века. Романтизм давно закончился, его нет», — сказал он.

На вопрос, хороший ли он семьянин, пожал плечами: «А что такое хороший семьянин? Этот костюмчик мне вряд ли подойдет… А что значит — я разгульный? Да, у меня бывают загулы, но это не значит, что это моя центральная линия поведения».

А с алкоголем, считает Шнуров, у него «как у художника» отношения «спокойные и приятельские». «Из практики оказалось, что алкогольная зависимость — миф. Ее нет. У меня так: хочется выпить — выпил», — сказал он.

Сергей отрицает, что со временем в творчестве утратил самоиронию и стал злее к людям.

«Да вы что! Я настолько снисходительный и деликатный человек. Я даже не вспомню, чтобы послал кого-то на ***. Не было такого. А про самоиронию — вот же в последней песне «Вояж» такие строчки: «Я прошу тебя, Серёжа, проще рожа, реже песни».

Главный вопрос вечера — любимые бренды Шнура. Ответ был прост и краток — «человечность и гуманизм».

 

Что такое брендреализм

Человек XXI века окружен не чистыми явлениями, а лишь продуктами-брендами, сгенерированными искусственно. Он одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах. Сам того не замечая, он выбирает их объектами своего поклонения.

За знаниями он обращается к брендам научных школ и корпораций, за деталями — к бренду «Википедии», за верой — к клерикальным институтам, за смыслом жизни — к телевизионным реалиям и каталогам новых товаров. Достойная работа и хорошее самочувствие достигаются с помощью использования тех или иных образовательных и оздоровительных брендов.

В результате последняя модель модной марки становится предметом эмоционального вожделения, как священная книга или внеземной сан. Сами эмоции давно утратили непосредственность. Они черпаются из компьютерных игр и ТВ-шоу.

 

 

Фото и видео Сергея Сацюка