Наталья Рябова. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. О бюджете гражданском замолвите слово

Наталья РЯБОВА

Наталья РЯБОВА

Окончила БГУ (социология), ЕГУ (философия), в 2013 году получила степень МВА (магистр бизнес-администрирования). Директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует исследовательский проект BIPART (Белорусский институт реформы и трансформации публичного администрирования) и интерактивный сайт «Кошт урада», посвященный государственным финансам.

Министерство финансов опубликовало у себя на сайте Бюджет Республики Беларусь для граждан на 2018 год. Это похвальная инициатива: гражданские бюджеты делаются во многих странах для объяснения бюджетных процессов обычным людям.

Чтобы сделать их простыми, понятными и увлекательными, используются различные форматы: не только отчеты, но и презентации, постеры, брошюры, различные визуализации, иллюстрированные издания и даже комиксы.

У Открытого бюджетного партнерства (Open Budget Partnership) есть даже целая библиотека публичных бюджетных документов (включая и гражданские бюджеты) различных стран, откуда можно черпать примеры и вдохновение.

Но вернемся к нашему гражданскому бюджету. Он сделан, как написано в документе, «в целях вовлечения населения в бюджетный процесс и повышения компетентности граждан в бюджетных вопросах».

Компетентность он действительно может повысить: в отчете, как на лекции, описаны основные понятия и процессы, представлены основные статьи доходов и расходов различных бюджетов. А вот каким образом этот документ вовлекает население в бюджетный процесс — не совсем ясно. Ведь там не указано, каким образом и на какой стадии бюджетного процесса гражданин может внести какие-либо предложения или хотя бы увидеть «черновик».

В прошлом году мы все увидели его, можно сказать, случайно: благодаря посту депутата Канопацкой. А потом имели возможность увидеть уже после корректировки: в третьем чтении по сравнению с нулевым выросли резервные фонды, специально запланированные для распределения прогнозируемых дополнительных доходов. А многие расходные статьи сократились примерно на 10% (в том числе расходы на ЖКХ, здравоохранение, образование, социальную сферу).

Это нам повезло, и мы увидели часть процесса. А в «нормальный» год граждане имеют возможность увидеть только уже готовый закон о бюджете на соответствующий год и никакой интриги. Какое уж тут вовлечение!

Надеюсь, что подготовка гражданского бюджета — только один из шагов по увеличению прозрачности и открытости в нашей системе управления государственными (то есть нашими общими) финансами!

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».