Белорусские бизнес-союзы испытывают множество проблем, считает эксперт

По мнению директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанны Тарасевич, в Беларуси выстроена такая структура взаимодействия бизнес-сообщества с властью, которая может быть примером для некоторых других стран, но качество этого диалога во многом страдает из-за проблем, с которыми сталкиваются предпринимательские объединения.

Как заявила она 16 января на заседании круглого стола в рамках проекта «Публично-частный диалог» программы Восточного партнерства EastInvest II, инфраструктура частно-государственного диалога — 35 действующих при министерствах и ведомствах общественно-консультативных советов — напоминает выкрашенный фасад здания, снаружи которого все хорошо, но внутри скрываются структурные проблемы, пишет БелаПАН.

«Вопрос эффективности бизнес-союзов заключается в представительности этих организаций, том, насколько они имеют возможность влиять на принимаемые госорганами решения. Когда мы выходим на уровень правительства, в последнее время очень часто нас спрашивают, кого мы представляем. 5-10% предпринимателей или 30? Исходя из этого нас и будут слушать», — сказала Тарасевич.

Она обратила внимание на то, что повышению численности членов бизнес-союзов в определенной степени препятствуют законодательные условия. Так, союзы не имеют права заниматься от своего имени предпринимательской деятельностью — выпускать литературу, оказывать консультационные услуги или организовывать образовательные программы.

«Многие крупные союзы являются объединениями нанимателей, но до сих пор у нас нет закона о таких объединениях. Хотя он в 2007 году был принят двумя палатами Национального собрания и дошел до уровня президента, но закон не был подписан», — уточнила директор бизнес-союза.

По словам Тарасевич, привлечению новых членов в деловые союзы не способствует и то, что членские взносы организации платят из прибыли, и они включаются в налогооблагаемую базу.

«То есть, государство не стимулирует представителей бизнеса вступать в объединения, хотя можно применить здесь льготы по налогу на прибыль», — считает она.

Все это порождает проблемы с материально-технической базой объединений, а отсюда проистекают вопросы и с профессионализмом их членов.

«Бюджет объединений невысок, привлекать экспертов на волонтерской основе трудно. И поэтому зачастую у нас идет диалог с госорганами не очень профессионально», — отметила директор БСПН им. Кунявского.

Жанна Тарасевич приветствует инициативу Министерства экономики о внедрении уже в 2017 году механизма оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, которые касаются предпринимательской деятельности, но считает, что белорусские бизнес-союзы пока могут быть не готовы к участию в работе над большим количеством проектов документов.

«С ужасом думаю о том, каким образом ассоциации смогут участвовать в этой работе исходя из того бюджета и тех кадров, которые у них на сегодня имеются», — сказала эксперт.

EastInvest — это региональный проект улучшения инвестиционно-торговой среды, направленный на экономическое развитие региона, запущенный в рамках Восточного партнерства. Проект направлен на организации поддержки бизнеса и предприятия малого и среднего бизнеса в шести странах ВП (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Украина) для развития потенциала взаимного сотрудничества и инвестиционных отношений с Евросоюзом.

EastInvest II, второй этап проекта, завершается в 2017 году.