Владимир Сенько: Запад признал, что Беларусь — это не совсем диктатура, это страна с сильной президентской властью

Бывший министр иностранных дел Беларуси Владимир Сенько считает, что «правозащитная проблематика еще немалое время будет оставаться ключевым инструментом западных структур в контактах с Беларусью».

Выступая 19 мая в Минске на конференции «25 лет внешней политики Беларуси», Сенько напомнил, что в 1990-х годах отношения Беларуси с Евросоюзом и США характеризовались «высокой активностью», пишет БелаПАН.

«К сожалению, «недолго музыка играла». Первым камнем преткновения стал референдум 1996 года, итоги которого европейские и американские партнеры отказались признавать. Против Беларуси пошли в ход разнообразные политические и экономические санкции. Свою порцию масла в огонь подлил конфликт вокруг размещения резиденций послов ряда государств в минских Дроздах», — отметил экс-министр.

По словам Сенько, на всех уровнях Беларусь «подвергалась колоссальному нажиму, который нередко принимал форму откровенного вмешательства во внутренние дела».

«Американцев и европейцев в первую очередь беспокоили интеграционные усилия главы белорусского государства (интеграция с Россией. — БелаПАН.) и любая подобная активность на постсоветском пространстве», — сказал дипломат.

В результате начался «затяжной застойный период во взаимоотношениях Беларуси с Западом».

«Потребовалось добрых 20 лет, чтобы наши партнеры несколько переосмыслили характер отношений с Беларусью и сочли, что именно взаимодействие и вовлечение Беларуси в многоплановое сотрудничество несет в себе немалые выгодные возможности как в двустороннем, так и в общеевропейском плане и будет работать во благо укрепления общей безопасности и стабильности», — сказал Сенько.

Попытки изолировать Беларусь остались «нереализованными и бесперспективными, хотя упущенная для нас выгода была очевидна», отметил бывший глава МИД.

Как рассказал Сенько, в беседах с ним представители Запада признавали ряд основополагающих факторов. В частности они признавали, что «Беларусь — это не совсем диктатура, это страна с сильной президентской властью». Они также признавали, что от Беларуси требуют нереально быстрых преобразований, которые в Европе продолжались многие десятилетия, а ситуация в сфере демократических преобразований «никак не хуже, даже предпочтительней, нежели во многих государствах СНГ», сказал Сенько.

«Главное не давить, не прессинговать, не прибегать к санкциям. Наиболее эффективное средство — диалог, взаимодействие на принципах взаимоуважения», — считает он.

«Нас стремятся лепить по своим меркам, по своему подобию, требуя иногда и то, что никоим образом не соответствует менталитету, традициям и христианским ценностям белорусского народа. Изначально, с самого старта, с нами говорят с позиции превосходства. Мы не избегаем и не опасаемся диалога по вопросам демократии и прав человека, мы в нем искренне заинтересованы. Европейский опыт объективно необходим и полезен», — отметил Сенько.

Позже, отвечая на вопросы присутствующих, Сенько конкретизировал: под фразой «не соответствующими белорусскому менталитету и христианским ценностями» он имеет в виду однополые связи. На реплику из зала о том, что в требованиях ЕС по демократизации Беларуси никогда не было упоминания однополых браков, Сенько привел пример России, которую резко критиковали за принятие ряда законов в защиту детей от пропаганды однополых связей.

Владимир Сенько занимал должность министра иностранных дел Беларуси с 28 июля 1994 года по 13 января 1997-го.