ГРЕКО не видит в Беларуси с 2014 года прогресса в выполнении рекомендаций по борьбе с коррупцией

Ратификация Беларусью Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию не привела к должному пересмотру Уголовного кодекса Беларуси, заявляет антикоррупционный орган Совета Европы — Группа государств против коррупции (ГРЕКО).

4 декабря ГРЕКО опубликовала резюме двух мониторинговых докладов по Беларуси — о криминализации коррупции и прозрачности финансирования политических партий и о выполнении предыдущих рекомендаций, связанных с юридическими основами и практикой предупреждения коррупции и борьбы с ней. Публикуются лишь резюме докладов, так как Беларусь является единственной из 49 членов ГРЕКО страной, которая не разрешила публикацию ни одного доклада. «Такой подход противоречит утвердившейся практике обеспечивать максимальную прозрачность», — отмечает ГРЕКО.

В резюме первого доклада отмечается, что в законодательстве страны положения о взяточничестве должны быть расширены: необходимо включить в УК понятия «предложения», «обещания», «просьбы» и «принятия предложения или обещания» взятки, охватить материальные и нематериальные преимущества, а также случаи, когда взятка передается не самому должностному лицу, а третьей стороне. Следует криминализировать торговлю влиянием и подкуп иностранных арбитров и иностранных присяжных, а также отменить двойную уголовную ответственность за связанные со взяточничеством преступления, совершенные за границей, пишет БелаПАН.

Что касается прозрачности финансирования партий, ГРЕКО отмечает: «Несмотря на то что в Беларуси зарегистрированы 15 политических партий с разной идеологией, они играют лишь маргинальную роль в политических и выборных процессах в стране и, как представляется, не выполняют своей важнейшей демократической функции ни в законах, ни на практике. Вместо этого политическая модель страны и избирательные процессы опираются на проправительственные, финансируемые государством общественные объединения, профсоюзы и «коллективы трудящихся» на госпредприятиях. Не получая госфинансирования и не имея общественной поддержки, партии в реальности не располагают финансовыми ресурсами».

ГРЕКО настойчиво призывает власти рассмотреть вопрос о предоставлении государственной помощи партиям в Беларуси, которые в ином случае будут по-прежнему находиться «в спячке».

«Политические партии должны вести собственную финансовую отчетность, которая должна быть доступна общественности, — отмечается в резюме доклада. — Приветствуя создание в 2010 году избирательных фондов, ГРЕКО разочарована их необязательным характером. Исходя из этого, ГРЕКО рекомендует ввести юридическое требование для всех кандидатов на выборах создавать избирательный фонд. Также рекомендуется обеспечивать инициативный надзор за финансированием избирательных кампаний, в частности в части незаконных материальных взносов в форме работ и услуг».

Необходимо гарантировать независимость, беспристрастность и прозрачность избирательных комиссий, а также ввести санкции за нарушение правил финансирования избирательных кампаний, говорится в документе.

Во втором докладе рассматривается соблюдение Беларусью рекомендаций, предложенных ГРЕКО в 2012 году, о национальных антикоррупционных органах, их возможностях и иммунитетах, а также о юридических средствах по предупреждению коррупции и борьбе с ней.

ГРЕКО отмечает, что с 2014 года какого-либо прогресса в Беларуси не достигнуто. «Некоторые изменения, такие как принятие новой программы по борьбе с преступностью и коррупцией, следует приветствовать, однако они недостаточны для того, чтобы обеспечить должный уровень выполнения рекомендаций, который остается «в целом неудовлетворительным», — отмечается в резюме.

ГРЕКО предложила генеральному секретарю Совета Европы направить письмо министру иностранных дел Беларуси, чтобы привлечь его внимание к несоблюдению данных рекомендаций и к необходимости принятия решительных действий для «скорейшего достижения ощутимого прогресса».