Опыт соседей. Надежда Аллы Мунжиу и завтра Беларуси

Еще одно важное революционное изменение в молдавской системе здравоохранения — замена участковых на семейных врачей…



Продолжение. Начало — «Опыт соседей. Белорусы — за Семашко, а молдаване — за Бисмарка»

Еще одно важное революционное изменение в молдавской системе здравоохранения — замена участковых педиатров и терапевтов на семейных врачей и повсеместное создание Центров семейной медицины.

Семейный врач — основное звено молдавского здравоохранения. Он принимает человека от самого его рождения и наблюдает, лечит его на протяжении всей жизни. Семейный врач — это и педиатр, и терапевт, и гинеколог. Он знает каждого пациента, историю его болезни. Он оказывает основную массу первичных медицинских услуг. Он проводит послебольничную реабилитацию.

Правда, хорошая идея. Сегодня, прежде чем обратиться в больницу, житель Молдовы идет к своему семейному врачу. В очереди сидеть не надо — со специалистом несложно договориться о времени визита. Услуги семейных врачей для пациента бесплатны. Если необходима сложная диагностика или стационарное лечение, семейный врач даст направление в больницу. В больнице лишние дни держать пациента не будут — при первой возможности его выписывают домой под наблюдение семейного доктора.

Чтобы увидеть, как это все работает на практике, я поехал на север Молдовы, в город Дрокия.

Заведующая местным Центром семейной медицины Эмилия Лопатенко рассказала, что вся территории страны уже покрыта сетью аналогичных центров. Семейный врач обслуживает примерно 1500 (не более 2000) человек.

— На первых порах у людей было недоверие к квалификации семейных врачей, потому что их наспех готовили на курсах из обычных участковых. Сейчас медицинские вузы уже целенаправленно готовят таких специалистов. Качество работы повышается, люди привыкают к новшеству. Впрочем, молдавское законодательство предусматривает возможность для человека перейти под обслуживание к другому семейному врачу.

Директор сельского Дома культуры Наталья Орган, с которой мы познакомились во время моего посещения Республиканской клинической больницы, позитивно рассказывала о своем семейном докторе:

— Это очень удобно. Записался к нему на конкретное время и не ждешь в очереди. Все оплачивает страховая компания. У нас на селе два семейных врача. Село большое, более 3 тысяч жителей.

Молдавское государство подумало о стимулировании работы семейных врачей, особенно на селе. В Дрокиевском районе, как мне сказала Эмилия Лопатенко, зарплата такого специалиста около 300 евро, что выше средней по стране. Молодые врачи обеспечиваются жильем и получают на три года обязательной отработки 30 тысяч лей «подъемных» (это около 1500 евро, по 500 евро в год).

После реформы в районе, как и по всей Молдове, произошла децентрализация медицинского обслуживания. Должность главного врача района ликвидирована. И независимо друг от друга (в том числе финансово независимо) функционируют Центры семейной медицины, районная больница и отделение скорой помощи. У каждого свои задачи.

Я тут же отправился в Дрокиевскую районную больницу, где поговорил с заведующим хирургическим отделением Игорем Мартыновым.

Он считает, что идея перехода к институту семейных врачей хороша, однако Молдова начала эту реформу без должной подготовки.

Во-первых, не было надлежащих специалистов, ситуация выправляется только сейчас. Во-вторых, если на семейного врача возлагаются многие функции по диагностике и лечению больного, то у такого доктора должна быть соответствующая материальная база. А с этим в небогатой Молдове проблемы были и остаются, особенно на селе.

— Есть вопросы и с координацией. Надо учиться работать без единого центра — главврача. Медицинские карточки пациентов находятся у семейного доктора. «Скорая» привезла мне больного по срочному вызову, а я ничего о его истории болезни не знаю. Видимо, для доведения реформы «до ума» придется создавать компьютерную базу карточек или искать какие-то другие пути. Как видите, не все гладко, — резюмировал доктор Мартынов.

Я задал врачам Лопатенко и Мартынову один и тот же вопрос: а кем сегодня престижнее быть — семейным доктором или работать в больнице?

Оба, независимо друг от друга, с усмешкой ответили: лучше быть стоматологом, им платят больше и работают те сами по себе. Медицинская, так сказать, аристократия.

…В поезд на Минск я сел в благодушном настроении написать о реформе молдавского здравоохранения в исключительно позитивных тонах: мол, да, есть проблемы, но впереди светлое будущее.

Пока не разговорился с соседкой по купе, 38-летней Аллой Мунжиу. Жительница Кишинева, в недавнем прошлом работала продавцом в частном магазине.

Едет в Минск к больной 17-летней дочери. У Тани год назад молдавские врачи диагностировали хроническую почечную недостаточность. Диагностировали, а вылечить не могут. Девочка нуждается в пересадке донорской почки. В Молдове за такую операцию пока никто не берется — слаба материальная база, несмотря на помощь зарубежных доноров, соответственно нет специалистов, практикующих такие операции.

Лечение в кишиневском Центре матери и ребенка хороших результатов не дало. Девочке становилось хуже. Дело дошло до критического состояния и инвалидной коляски.

Алле подсказали врача в Минске. Сергей Бойко принял Таню во 2-й детской клинической больнице. Здесь она уже два месяца. Белорусские врачи сейчас спасают ребенка. Реабилитация и подготовка к операции идет хорошо.

Всю дорогу я слышал от исстрадавшейся матери слова благодарности в адрес белорусских врачей. «В Молдове Тани уже, наверное, не было бы…»

Лечение и операция в Минске будет стоить 60 тысяч долларов. Но Алла Мунжиу, совершающая сейчас настоящий материнский подвиг, готова на все.

— Вот ездила в Кишинев, продала квартиру. Ищу и нахожу спонсоров. Многие люди и организации откликнулись, помогают. Я дала Тане слово, что к 18-летию обязательно сделаем операцию, и она будет здорова.

Алла сейчас едва ли задумывается о различиях централизованной государственной медицины, как в Беларуси, и страховой медицины, как в Молдове. Она спасает дочь. И история эта — совсем не против реформы молдавского здравоохранения. Она о том, что белорусская медицина, пусть и нереформированная, продолжает держать свою высокую марку.

Уверен, что модернизация и структурные реформы только повысят ее уровень. Уверен, что завершение реформы выведет на более высокий уровень и молдавскую медицину.

И самое главное, чтобы была здорова Таня Мунжиу.

Материал подготовлен с помощью MYMEDIA/DANIDA