Игровая зависимость. Геймер против психолога

Почему люди зависают в компьютерных играх? Об этом заочно дискутируют геймер Павел и психолог Владимир Голиков.

Зависимость от компьютерных игр пока не признается болезнью, но считается одной из форм психологической зависимости. В некоторых странах существуют специальные программы для геймеров, помогающие им преодолеть зависимость.

Почему люди зависают в компьютерных играх? Об этом заочно дискутируют геймер Павел и психолог Владимир Голиков.

Павел, геймер: «Меня зовут Павел, и я играю в компьютерные игры. Я общаюсь с людьми там, в игре. Поэтому я раз за разом, каждый день захожу туда поздороваться, спросить, как дела. Начинаешь играть, появляются новые игры, ты начинаешь играть в новые игры, ну и постепенно зависаешь в них. Было время в студенческие годы, я мог не вставать по 12 часов. Сейчас, конечно, меньше. Сейчас старше, есть чем заняться. Сейчас я играю где-то три-четыре дня в неделю по 4 часа. Иногда больше, но стабильно. То есть, я стабильно захожу в свою игру, делаю там то, что мне надо».

Владимир Голиков, психолог: «Проблема игровой зависимости — довольно распространенная в нашем обществе. Но, к сожалению, мало обсуждаемая. Мужчины выпадают из жизни и играют в мужские игры, например «Мир танков» или 3D-игры, ходилки, стрелялки, стратегии. Женщины играют в более женские игры, например «Ферма». Но суть от этого не меняется. Что же это такое? И почему это происходит?

Прежде всего, важно понимать, что такое игра в принципе. Игра — это естественная форма детского поведения. Игра моделирует ситуации взрослой жизни для того, чтобы ребенок мог к ней подготовиться. Мужчина или женщина не чувствует себя человеком статусным и успешным. Поэтому игра является своеобразным суррогатом, возможностью пережить то, чего нет в реальной жизни, побыть тем, кем ты на самом деле не являешься. Иногда возникает вопрос, а где грань между хобби и игрой?

Если у человека игровая зависимость, он не может остановиться. Он не знает, когда он начнет и когда он закончит. Он находится в этом состоянии постоянно».

Павел: «Жалеть-то не о чем — о потраченном времени. Я провел его, может, не с пользой, но с удовольствием, по крайней мере. Я набрался опыта, завел связи, знакомства, которые мне нужны были для той же работы. Не знаю, если б не играл, может, занимался чем-то другим. Для меня игры стали работой».

Владимир Голиков: «В некоторых случаях эта зависимость достигает определенного уровня мастерства, становится способом заработка. Но по сути дела это все равно зависимость. То есть, даже когда люди сидят на чемпионате по какой-то компьютерной игре, одни сидят потому, что для них это работа как одна из сфер жизни, а другие сидят, потому что это их зависимость. И после чемпионата человек, который отработал рабочий день и заработал деньги, пойдет домой проводить время с женой, детьми и заниматься своим хобби, а человек, у которого это зависимость, придет домой, сядет за компьютер и продолжит чемпионат.

Что делать? Перестать убегать от себя самого и своей реальной жизни в игру. Повернуться навстречу тем рискам, которые жизнь бросает. Повернуться и пойти навстречу для того, чтобы преодолеть те трудности, которые реально есть в жизни. Чувствовать себя человеком полноценным, а не одиноким, и от этого убегающим в игру».