Самый белорусский театр не развалился!



Кирилл ПОЗНЯК



Одну из специальных президентских премий деятелям культуры и искусства в номинации "Театральное искусство" получил Валерий Анисенко — в одном лице директор и художественный руководитель Республиканского театра белорусской драматургии.





Анисенко награжден за "значительный вклад в развитие белорусской драматургии, успешную постановку спектаклей "Жанчыны Бергмана" М.Рудковского, "Толькі дурні сумуюць" Д.Альмагора и других". Премия эта не лично от президента. Понятно, что так обозначается ее высокий статус. Вряд ли глава государства инкогнито заглядывал на тех же "Жанчын Бергмана". Лауреатов на президентские премии выбирают эксперты в Министерстве культуры. И в случае с Валерием Анисенко, надо сказать, они нисколько не ошиблись: пережив несколько лет назад творческое потрясение, столичный Театр белорусской драматургии остался одним из самых лучших, популярных и самых белорусских храмов Мельпомены в нашей стране.





Валерий Анисенко возглавил Театр белорусской драматургии два с лишним года назад. Причем его назначение на должность директора и художественного руководителя происходило с большущим скандалом. В конце лета 2000 года Министерство культуры вдруг взяло и отказалось продлевать контракт с тогдашним главным режиссером театра, причем с начала его основания, Валерием Мазынским. Официальным поводом стало то, что Мазынский работал якобы не на должном уровне. То есть уволили, можно сказать, за профнепригодность. Притом что театр регулярно брал призы на фестивалях как в стране, так и за рубежом. За кулисами же главной причиной отставки называлась политическая неугодность. Режиссера вместе с актерами часто видели на оппозиционных уличных акциях. Кроме того, Театр белорусской драматургии, который в народе называли "Вольнай сцэнай", обвиняли в политической сатире. Например, чиновники усматривали ее в спектакле по пьесе Брехта "Узлёт Артура Уі". Но тут, пожалуй, "виноват" не режиссер, а драматург. После того, как чиновников спрашивали, мол, на кого это вы усматриваете сатиру в образе главного героя, те прикусывали язык, а спектакль благопулочно продолжал идти дальше на радость зрителям.





Между тем подобный ярлык навесили на пьесу Алексея Дударева "Прынц Мамабук". После первого же показа этой постановки ее запретили. Официальная версия: спектакль чрезвычайно слаб в художественном плане. Мне довелось посмотреть "Прынца Мамабука". Спектакль на самом деле политически заостренный и несовершенный. Получился эдакий лубок с прозрачными намеками.





В результате скандала В.Мазынский с группой актеров ушел из Театра белорусской драматургии и создал под крышей Союза театральных деятелей с помощью его председателя А.Дударева новый театр со старым названием "Вольную сцэна". Тогда многие предрекали, что ни у Анисенко, ни у Мазынского ничего путного не получится, и жалели, что такой замечательный театр развалили, загубили.





В.Мазынский вообще начал практически с нуля. Его "Вольная сцэна" даже давала газетные объявления с просьбой помочь с декорациями. И так и не стала на ноги как полноценный театр. Это очень сложно сделать, не имея своего помещения. У В.Анисенко никаких материальных проблем не было. Зато были моральные. В театральных кругах бытовало мнение, что он поступил неэтично, пойдя на место коллеги, попавшего в опалу. В профессиональном же плане к личности Валерия Анисенко не подкопаешься. Он довольно известный в Беларуси режиссер: долгое время возглавлял Театр-студию киноактера, ставил спектакли и в Театре белорусской драматургии В.Мазынского, причем ставил самого Шекспира.





В интервью "Белорусским новостям" Валерий Анисенко рассказал, что начинать работу в Театре белорусской драматургии ему было очень сложно — и в моральном, и в творческом плане: "Было даже предложение закрыть на полгода театр и открыть, когда все наладится. Однако я решил делать все на ходу".





В.Анисенко говорит, что по большому счету был создан новый театр. Судите сами: из старого коллектива остались только пять человек, а из репертуара — только два спектакля. За два года выпущено 14 премьерных спектаклей, еще три восстановлены.





В апреле Государственному театру белорусской драматургии исполнится 10 лет. Хочется пожелать успеха и ему, и "Вольнай сцэне". Чем больше театров, тем лучше.