У Президентского оркестра нет райдера

Любой оркестр — это очень дорогое удовольствие. Даже мировые звезды не могут себе позволить содержать собственный оркестр...

Президентский оркестр Республики Беларусь изначально задумывался как универсальная творческая единица: для обеспечения музыкального сопровождения на официальных и протокольных государственных мероприятиях и как концертный коллектив. После проведения каналом ОНТ телевизионного конкурса «Новые голоса Беларуси» в штате оркестра появились и свои солисты-вокалисты. В этом году оркестр подготовил около десятка новых разножанровых концертных программ c мировыми звездами — Робином Гиббом, Сарой Коннор, солистами Центра оперного пения Галины Вишневской, а также принял участие в туре по более чем 40 городам нашей страны.

О концертной деятельности Президентского оркестра «Белорусским новостям» рассказал главный дирижер Виктор Бабарикин.

Президентский оркестр

— Кризис заставил многих белорусских артистов вспомнить о малых городах родной страны. Но, увы, не все могут собрать и небольшой зал. А как вам удается?

— К сожалению, многим артистам теперь действительно катастрофически не хватает работы. Притом, что сравнивать себестоимость одного артиста с минусовой фонограммой и большого коллектива просто некорректно. Любой оркестр — это очень дорогое удовольствие. Даже мировые звезды не могут себе позволить содержать собственный оркестр.

Наш тур по городам Беларуси я считаю благотворительной акцией Президентского оркестра, Дворца Республики, Министерства культуры и местной власти. Дело в том, что если всю затратную часть на организацию нашего концерта заложить в стоимость билетов, то она начиналась бы от 100 тысяч рублей. Билеты же продаются не дороже 20 тысяч. Согласитесь, что оркестр — это совсем другой уровень звучания, чем инструментальная фонограмма и, соответственно, другой уровень концерта.

— Безоговорочно соглашаюсь. Мне вообще кажется, что у нас сейчас много музыкального фаст-фуда, в основном завезенного из России. А между тем, публика истосковалась по хорошей музыке. Благодаря концертам вашего оркестра у людей расширится музыкальный кругозор, появится выбор, что слушать. Кстати, а райдер у вас есть?

— Как такового райдера у нас нет. Есть определенные вещи, которые необходимы для нормальной работы. Нам нужен комфортабельный транспорт, нормальная гостиница, подготовленный зал. Чай, вода в гримерках. Больше всего нас волнует техническая сторона вопроса. Бывает, приезжаешь в городок или районный центр, а сцена такая маленькая, что с трудом втискивается весь коллектив, да и хороший звук на местах не все могут себе позволить, возим свою аппаратуру.

Виктор Бабарикин

— В прошлом году, встречаясь с вашим коллективом, Александр Лукашенко заострил проблему развития песенного жанра. Мне, как слушателю, маловато новых песен. И тем более хороших.

— Что вы… Песен появляется много. Грамотной музыки мало. С другой стороны, я считаю, и сами композиторы и исполнители виноваты в том, что их творения не доходят до ушей публики. Есть песня — надо стучаться во все двери. Благо на наших радиостанциях двери открыты. А у нас еще любят посетовать, лежа на диване, мол, не востребовано творчество. Однако оркестр не испытывает сложностей с подбором репертуара. Кроме классики у нас достаточно современной инструментальной музыки и песен белорусских композиторов. В первую очередь я хотел бы отметить Измаила Капланова, Валерия Головко, Елену Атрашкевич, из мэтров — Игоря Лученка.

Говоря о развитии песенного жанра, нельзя не вспомнить о программе «Музыкальный суд». Канал ОНТ делает большое дело, давая возможность молодым и уже известным авторам показать свои произведения широкой аудитории. Песни в этом проекте исполняют солисты нашего оркестра и финалисты проекта «Новые голоса Беларуси». Вообще, сотрудничая и уважая все белорусские телеканалы, хотел бы особо отметить канал ОНТ за профессионализм, креатив и современность.

Виктор Бабарикин

— Виктор, вас не смущает, что на «Музыкальный суд» в основном представлены песни на английском языке.

— Нет, не смущает. Если это классно, профессионально написано, то не смущает. В этом проекте представлены песни, претендующие на участие в международных конкурсах, поэтому, думаю, авторы и увлеклись английским языком. Но я уверен, что удачная песня со словами на белорусском языке может участвовать в конкурсах и побеждать.

Ведущие мастера международной оперной сцены «Тенора ХХI века» из Москвы под руководством Дмитрия Сибирцева вместе с оркестром просто изумительно исполняли на белорусском языке песню Владимира Мулявина «Ой, калядачкі». Ни для кого из них белорусский язык не является родным. Для хорошей песни нет языкового барьера.

Фото предоставлены Президентским оркестром Республики Беларусь