Другие материалы рубрики «Культура»

  1. Георгий Волчек: кто ж сволочь сделает главным героем?
    Говорят, юмористы и пародисты вне сцены вполне серьезные люди. Вот и артист театра и кино, юморист-пародист, автор и исполнитель Георгий Волчек…
  2. Беларускую літаратуру забівае палітычны кантэкст
    У Гомелі 30 сакавіка Беларускі ПЭН-цэнтр зладзіў імпрэзу «Сустрэчы з Гедройцам». Да рэгіянальных чытачоў даехалі лаўрэаты прэміі...


Культура

«Песняры»: и вновь продолжается бой… за бренд


Недавно в одном из российских таблоидов появилась информация о том, что российский продюсер Игорь Козырицкий несет финансовые потери, продвигая на территории СНГ Белорусский государственный ансамбль «Песняры». «Сейчас оформляется свидетельство, защищающее права на бренд «Песняры». Как только получим документ, Беларусь будет судиться с незаконными коллективами и добиваться прекращения их деятельности», — заявил Козырицкий. «Белорусские новости» обратились за комментарием ко всем заинтересованным сторонам.

Песняры

БГА «Песняры»: мы открываем новую страницу в жизни коллектива

В минувшем году государственные «Песняры» дали два сольных концерта в Минске, активно гастролировали, «засветились» на российском и белорусском телевидении. Казалось бы, налаживается нормальная творческая жизнь. Но, вероятно, законы шоу-бизнеса таковы, что без скандала нельзя. И поэтому российский продюсер белорусского коллектива инициировал газетно-интернетно-форумную борьбу за звание единственных «Песняров», негативно высказываясь о других артистах.

— Действительно ли г-н Козырицкий имеет доверенность от Министерства культуры Беларуси как эксклюзивный продюсер коллектива на территории СНГ? 

Вячеслав Шарапов — Доверенность выдана БГА «Песняры» и это согласовано с Министерством культуры, — говорит художественный руководитель БГА «Песняры» Вячеслав Шарапов. — Хочу пояснить, что Игорь Козырицкий — уроженец Беларуси, дружил с Владимиром Георгиевичем Мулявиным и помогал ему организовывать такие значимые концерты, как 25-летие «Песняров» на «Славянском базаре» и юбилейный концерт в КЗ «Россия», посвященный 30-летию коллектива.

Кроме того, он не сразу стал продюсером БГА «Песняры» — долго присматривался к нам, и только когда решил, что коллектив набрал хорошую форму и можно выводить нас на зарубежный рынок, тогда началось сотрудничество.

— Далее Игорь Козырицкий заявляет: «…приходится вкладывать в их продвижение собственные средства. Я уже нахожусь в «минусе» на 25 тысяч долларов. Пока заработать на «Песнярах» невозможно. Коллектив — 12 человек. А концерт приносит не более 5 тысяч баксов, половина которых идет в бюджет Беларуси».

— Гонорар за выступление БГА всегда и в полном объеме поступает на наш расчетный счет. Естественно, мы платим налоги, но это все-таки не половина денежных поступлений. У нас абсолютно прозрачная бухгалтерия. Как коллектив, частично дотируемый из госбюджета, мы стараемся экономить каждую копейку. Кроме того, чтобы выехать на гастроли или для участия в телепередаче, мы обязаны получить разрешение от Министерства культуры, утвердить смету расходов. Бывает, что утром поступает предложение, а вечером уже надо выезжать. А вот за сами эфиры мы не платим. Возможно, кто-то где-то и платит за эфиры, но я с этим не сталкивался.

Я полагаю, что г-н Козырицкий в запале эмоций просто неточно сформулировал ответ касательно распределения денежных средств.

— Не поверю, что продюсер финансирует коллектив, не думая о заработке.

— Мы как раз сейчас и занимаемся составлением контракта, в котором бы четкого оговаривались все условия сотрудничества. Конечно, он не помогает нам просто «по дружбе», а вначале провел серьезные маркетинговые исследования. Мы распланируем сроки покрытия затрат, а также определимся с размером будущего вознаграждения продюсера за организацию наших выступлений. Нет никакого секрета: любой продюсер финансово заинтересован в как можно большем количестве выступлений подопечного коллектива.

— Снова процитирую г-на Козырицкого: «И выступлений у них (т.е. БГА «Песняры») мало»…

— Как государственный коллектив мы, прежде всего, обязаны выступать на официальных мероприятиях в составе белорусских делегаций, выполнять финансовый план, который складывается в основном из концертов по Беларуси. Есть и задача стать экспортным коллективом. И я полагаю, что мы с ней справляемся. В минувшем году у нас было немало концертов в России, Казахстане, Польше, Литве, Латвии и Эстонии. Я считаю, что у нас было достаточно концертов за пределами Беларуси, из-за них мы даже несколько отложили работу над новым альбомом «Шчаслівасць».

Козырицкий же ориентируется на количество концертов в России, к примеру, Льва Лещенко, Валерия Меладзе, и на их фоне у нас выступлений маловато. Но если сравнивать сколько мы и другие белорусские артисты дали концертов в России, то БГА «Песняры» — явный лидер.

— Мешают ли вашей гастрольной деятельности коллективы, использующие зарегистрированный в России бренд «Песняры»?

— Нет, не мешают. Однако ситуацию с многочисленными «Песнярами» назвать нормальной не могу и определенные шаги в этом направлении предпринимаются. «Песняры» — это национальное достояние Беларуси, и многих людей коробит, что в России под этой маркой существует несколько групп и даже появились новые, так сказать, «песняровской» направленности — «Лявоны» и «Беловежская пуща». Если бы все эти коллективы способствовали пропаганде белорусского искусства в России, то никто бы не возражал. Но они используют прославленный бренд для банального зарабатывания денег, не особо думая о качестве выступлений. В России, к сожалению, еще немало «серых» схем в шоу-бизнесе, что позволяет держаться на плаву даже очень средним исполнителям. В Беларуси упорядочена финансово-хозяйственная деятельность, в том числе и в сфере культуры и искусства. Бывая в России, вижу, что там перенимают белорусский опыт во многих сферах деятельности.

На территории нашей страны мы владеем исключительными правами на товарный знак «Песняры». По решению Апелляционного совета Национального центра интеллектуальной собственности словесное обозначение «Песняры» признано общеизвестным товарным знаком в Беларуси с 31 декабря 1992 года. Следовательно, без нашего разрешения никто не имеет права использовать этот знак.

А вот что касается персоналий, то все, кто работал в «Песнярах», заслужили пожизненную печать «песняр». Поэтому глупо спорить, кто теперь больший и лучший «песняр». Но это, так сказать, сфера человеческих отношений. А соблюдать закон, охраняющий товарный знак, обязаны все.

— Как вы оцениваете выступление своего коллектива и «Белорусских песняров» в рамках проекта «Золотая коллекция «Песняров»?

— Что-то получилось лучше, что-то хуже. «Живой» звук иногда преподносит «сюрпризы», но, думаю, всякого рода шероховатости компенсированы искренностью артистов. Мы пригласили всех, кто причастен к 40-летей истории ВИА «Песняры», отдали им дань уважения. А теперь мы открываем новую страницу в жизни коллектива.

А что касается выступления «Белорусских песняров», то я не хотел бы это комментировать. Я всегда за творческое состязание «живым» звуком, пусть и нас, и их оценивает публика.

«Белорусские песняры»: нам хорошо там, где мы есть сейчас

Очень хотелось рассказать, например, о новом диске «Белорусских песняров» «Моя душа», песни из которого уже хорошо известны в России, а у нас он пока не продается. Но приходится в который раз писать об очередном скандале.

Владиславу Мисевичу, Игорю Пене, Валерию Дайнеко — артистам, десятки лет отдавших «Песнярам», почему-то больше, чем кому-то другому приходилось доказывать свое право на использование названия, ставшего частью их жизни. Из источников, заслуживающих доверия, известно, что в свое время в Министерство юстиции обращались весьма заинтересованные лица, чтобы уточнить: действительно ли «Белорусские песняры» получили официальное разрешение на свое название.

— На мой взгляд, почти все артисты, работавшие в разные годы в «Песнярах», пришли к согласию, но тут появляются какие-то непричастные люди и начинают бороться за то, к чему они никогда не имели отношения. Как вы относитесь к заявлению г-на Козырицкого о том, что вы и ваши коллеги «незаконно присвоили прославленный бренд». Вероятно, пришло время напомнить, как вы стали «Белорусскими песнярами». 

Владислав Мисевич— «Если вы думаете, что будете называться «Песнярами», то глубоко ошибаетесь», — сказал тогдашний вице-премьер Владимир Заметалин после нашего увольнения из госансамбля, — рассказывает заслуженный артист БССР Владислав Мисевич. — Буквально через несколько дней нам протянул руку помощи светлой памяти Виктор Вуячич — художественный руководитель «Белконцерта» и директор этой организации Александр Литвинович. «Белконцерт» — государственная хозрасчетная организация, помогавшая артистам легально работать, то есть предоставлявшая помещение, бухгалтерию и другие условия для работы. Вуячич и Литвинович пригласили нас, предложили сотрудничество. Мы к тому времени придумали название «Белорусские песняры». Но первая запись о месте работы после увольнения из «Песняров» в наших трудовых книжках такая: «Коллектив при участии трех заслуженных артистов БССР Валерия Дайнеко, Владислава Мисевича, Игоря Пени».

копия записи из трудовой книжки Владислава Мисевича
копия записи из трудовой книжки Владислава Мисевича

Виктор Вуячич сказал прямо: «Ребята, если вы подтвердите документами, что имеете право называться «песнярами», вопросов не будет». Мы начали работать и параллельно обратились с запросом в Министерство юстиции Беларуси и комитет по авторским и смежным правам. Нам ответили, что мы имеем право называться не только «Белорусскими песнярами», но и просто «Песнярами». Понятно, что мы выбрали первый вариант. Если Игорь Козырицкий не доверяет белорусскому Минюсту, то это его проблемы. У нас не вызывает сомнений компетентность белорусских юристов. И это принципиально важно, что именно в Беларуси нами получено разрешение на использование названия «Белорусские песняры».



В «Белконцерте» нам неплохо работалось, и если бы не ремонт, когда многие коллективы, включая наш, остались без помещения, возможно, что мы и не уехали бы в Москву. Базируясь в Минске, мы все равно большую часть времени проводили на гастролях. В Москве, как оказалось, нам просто удобнее работать.

— Увольнение 7 музыкантов и звукорежиссера из «Песняров» прошло громко. А были ли какие-то конфликтные ситуации потом?

— Только однажды нам посоветовали повременить с проведением сольного концерта во Дворце Республики. Каких-то серьезных препятствий в нашей работе в Беларуси не было и нет. Более того, Леонид Гуляко, в бытность министром культуры, встретился с коллективом и поинтересовался, нет ли у нас желания вернуться в госансамбль. Были у него и длительные беседы по этому вопросу с Валерием Дайнеко и Олегом Авериным. Но мы отказались, потому что уже работали в Москве.

Затем нас всех, а Дайнеко и Аверина с правом голоса, попросили участвовать в работе комиссии, осуществляющей отбор музыкантов в госансамбль «Песняры». Правда, ни на одно заседание их так и не пригласили.

На протяжении всего времени мы активно участвовали в культурных мероприятиях посольства Беларуси в России, да и не забывали свою страну, в том числе даем шефские концерты.

— Ваше мнение о выступлении БГА «Песняры» в концертах «Золотая коллекция «Песняров»?

— ТЕМ «Песнярам» отдано 25 лет моей жизни, поэтому любая моя оценка НЫНЕШНИХ «Песняров» будет субъективной. Конечно, я пристрастен.

По условиям договора во время трансляции нашего концерта должны были включаться записи с поздравлениями Льва Лещенко, Петра Климука, Александра Маршала и других. По непонятным причинам этот пункт договора не выполнен и это серьезная претензия в адрес телеканала. Об остальном судить публике. Мы довольны приемом, а также согласны с рецензией Элеоноры Езерской.

— Госпожа Езерская довольно критично прошлась по концертам БГА? А если бы вы писали рецензию?

— Посоветовал бы Вячеславу Шарапову прислушаться к замечаниям Элеоноры Езерской, заниматься исключительно творчеством, а на должность директора найти способного человека, который как минимум не будет связываться с одиозными продюсерами и не давать поводов для набивших оскомину разбирательств. Мало людей искусства, умеющих совмещать творчество и администрирование. В Беларуси это успешно получалось, на мой взгляд, у Валентина Елизарьева. В «Песнярах», конечно же, решающая роль принадлежала Мулявину, но на протяжении многих лет на должности директора были такие выдающиеся администраторы как Леонид Знак, Анатолий Щелоков, Михаил Цыгалко и должности художественного руководителя и директора Владимир Мулявин совмещал в короткие промежутки времени. А технологией создания подобного ансамбля, конечно, можно было поделиться и не только мне, но это очень большая и отдельная тема.

Поэтому «Песняры» под управлением Мулявина справедливо назывались ансамблем — то есть коллективом. В «Песнярах» под управлением Шарапова коллектива пока не вижу. Впрочем, мой рассказ о былом вовсе не значит, что мы претендуем на места в госансамбле — удивительно, но нам хорошо там, где мы есть сейчас.

— Как складываются взаимоотношения «Белорусских песняров» с Министерством культуры Беларуси?

— На мой взгляд, сотрудничество нашего коллектива с Министерством культуры реализовано далеко не на сто процентов. Тем не менее, мы очень рады, что наша новейшая история длиной в 11 лет сложилась так, как она сложилась.

И другие «Песняры»…

Как известно, в России зарегистрировано ООО «Песняры», основной акционер — Дмитрий Кирьянов. Под этим патентом выступают «Песняры» под управлением Игоря Свечкина. Также вдова бывшего барабанщика «Песняров» заслуженного артиста Беларуси Александра Демешко зарегистрировала бренд «Лявоны». В составе «Лявонов» выступают артисты, некогда работавшие в студии с одноименным названием при «Песнярах». В конце 90-х годов эти музыкантов вошли в состав «Песняров».

— Как складываются ваши отношения с БГА «Песняры»?

— В 2006-2008 годах БГА «Песняры» и наше московское ООО «Песняры» плодотворно сотрудничали, — рассказывает Дмитрий Кирьянов. — Без лишней скромности могу сказать, что мы вывели госансамбль на российскую сцену и благодаря нашей совместной работе на их счет поступило 1 200 000 российских рублей за вычетом налогов. С появлением Игоря Козырицкого в качестве продюсера БГА «Песняры» отношения приняли прохладно-официальный характер.

— Возникали ли к вам вопросы относительно использования бренда «Песняры» со стороны Министерства культуры Беларуси?

— Наш патент действителен до 2013 года, и никто его не отменял. Только мы сами можем определять, как им распоряжаться. Но я не исключаю возможность рассмотрения вопроса о передаче нашего патента Министерству культуры Беларуси.

Недавно я встречался с руководством Министерства культуры Беларуси. Мы пришли к общему мнению: было бы правильно, чтобы остались только две группы: БГА «Песняры» и «Белорусские песняры».

Минкульт признает БГА «Песняры» и «Белорусских песняров»

— Какие коллективы, использующие в своем названии слово «песняры», на ваш взгляд, легитимны?

— Считаю, что все группы и отдельные исполнители, использующие название «Песняры» на территории России и других стран СНГ, нелегитимны, кроме ансамбля «Белорусские песняры» и Белорусского государственного ансамбля «Песняры», который является законными правопреемниками легендарного коллектива, созданного Владимиром Мулявиным, — отвечает начальник управления искусств Министерства культуры Беларуси Михаил Козлович.

— БГА «Песняры» тщательно отслеживают деятельность клонированных коллективов, защищают свое право на использование бренда. Помогает ли им в этом Министерство культуры?

— БГА «Песняры» непосредственно подчиняются Министерству культуры, и мы готовы помогать во всем, чтобы коллектив развивался, находился в хорошей творческой форме, на должном уровне представлял Беларусь за пределами страны. Также мы оказываем коллективу финансовую помощь, предоставляем гранты и иную поддержку для продвижения коллектива как в нашей стране, так и за рубежом.

— Некто Игорь Козырицкий, представляющийся как эксклюзивный продюсер коллектива на территории СНГ, якобы имеющий доверенность Министерства культуры Беларуси, в интервью российскому изданию заявил, что он уже потерял на «раскрутке» БГА «Песняры» 25 тысяч долларов. Не получится ли так, что польза от работы продюсера будет весьма сомнительной, а суммы, предъявленные БГА, весьма существенными?

— Мы не располагаем информацией о том, что физическое или юридическое лицо вложило деньги в государственный коллектив. У Министерства культуры нет никаких договорных отношений с упомянутым продюсером, соответственно и доверенность мы ему не выдавали. БГА «Песняры» имеют право самостоятельно заключить договор с продюсером, и он вправе рассчитывать на дивиденды — это нормальная практика. Если между ними существуют договорные отношения, то они сами приняли это решение и сами должны отвечать по своим обязательствам.

Оценить материал:
Средний балл - 2.46 (всего оценок: 32)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Наконец-то прозвучало слово деньги, а то все якобы за духовное наследие боролись. Шапапов пишет хорошие песни, в песнярском духе, но артисты не могут достойно их исполнить, особенно хромают вокалисты. Поэтому сколько не сшей костюмов для старых артистов, выступающих в одном концерте, результата не будет. Белорусские песняры - супер профи, звучат про-европейски и выглядят на сцене стильно, только от "песняров" там ничего не осталось. Хотя, доживи Мулявин до сегодняшнего дня, может и он снял бы лапсердаки и музыка была бы другая. Этого мы не узнаем.
  • БГА перевести на хозрасчет, как всю жизнь работают Сябры, Тихановичи и большую часть жизни работал Мулявин и вопрос с брэндоманией отпал бы.
  • Мисевич раздает советы:"и не давать поводов для набивших оскомину разбирательств". Однако, именно Мисевич является основным раздражителем и скандалистом последних, ого, уже 11 лет.НАДОЕЛ. НАДОЕЛИ ОДНОТИПНЫЕ СТАТЬИ МИСЕВИЧА И ЯНОВСКОЙ ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ.ПЕРЕРУГАЛИСЬ СО ВСЕМИ.