Белорусский трэш-арт — детские игрушки из взрослого мусора

Недавно в Минске открылась не совсем обычная выставка игрушек — на ней нет кукол в шелковых платьицах или «крестьянок» с соломенными волосами...

Недавно в Минске открылась не совсем обычная выставка игрушек — на ней нет кукол в шелковых платьицах или «крестьянок» с соломенными волосами. Выставка называется «Трудное детство» и представляет железные игрушки, сделанные из «лишних предметов».

Naviny.by побеседовали с автором работ — белорусской художницей Татьяной Гомзой и попросили ее рассказать о трудном детстве своих творений и трэш-арте в целом.

Татьяна Гомза

Татьяна Гомза. Родилась в Минске. Профессиональный художник, преподаватель графического дизайна и компьютерной графики. С 2006 года принимает участие в художественных выставках. В своих работах использует смешанную авторскую технику с элементами стилей трэш-арт, скрап-арт, эко-арт, различные техники декоративно-прикладного искусства, компьютерную графику.

— На выставке большинство работ относятся к серии «Бэби-бум», которую я продолжаю пополнять уже несколько лет. Персонажи этой серии — и домашние питомцы (кот и кошка Розеткины, собачка Соня), и герои сказок (змей Горыныч), и вымышленные персонажи (Утконоид, птица Говорун), и вообще самые разные «знаковые» образы детства (например, Волчок из детской колыбельной). Любой из моих арт-объектов можно воспринимать как оригинальный элемент интерьера, так и в качестве игрушки в обычном понимании этого слова.

Особенность работ этой серии заключается в заложенной в конструкцию подвижности — колесики, двигающиеся детали, головы, поворачивающиеся в разные стороны. Некоторые из них, например, страус, являются марионетками.

Отдельный источник вдохновения — народная игрушка (бычок, который идет-качается по досточке), в ближайшем будущем планирую создать еще несколько объектов по аналогии с известными образцами народной игрушки.

— Почему детство «трудное»?

— Это такое универсальное словосочетание, в нашем детстве была поговорка: «Трудное детство — железные игрушки».

— Вы называете свои работы игрушками для взрослых? Чем они отличаются от детских?

— Во-первых, они сделаны из сложных и серьезных по фактуре и весу материалов, довольно тяжелые для ребенка. Во-вторых, взрослые люди могут найти в этих объектах момент игры не только буквально, но и игры смыслов, игры ассоциаций, связанных с определенной «знаковостью» выбранных образов, посмеяться и удивиться одновременно.

Трэш-арт (trash art) — вид искусства, в котором художники используют старый хлам, испорченные или использованные вещи, которые другие люди отправляют на свалку. Это альтернативное искусство, которое, как правило, расценивается как протест против шаблонов, правил и гламура.

Но это не значит, что игрушки не близки детям — именно на детях я всегда проверяю точность найденного образа. Если нравится ребенку — всё получилось! Просто дети в силу своего небольшого возраста еще не воспринимают все заложенные в образ нюансы. Поэтому я и заявляю свои игрушки как адресованные в первую очередь взрослым — тоже детям, но только уже выросшим.

— Какая игрушка для Вас самая любимая?

— Всегда та, которая рождается последней. И еще те, которые были первыми.

— Где обычно берете детали для своих работ?

— Родственники, друзья и знакомые регулярно ими обеспечивают, не выкидывают ничего, не спросив меня. Иногда могу подобрать что-нибудь на улице. Случается, конечно, и посещать специализированные отделы магазинов в поисках болтиков, гаечек, колесиков и других деталей и материалов.

— Приходилось ли, например, вытаскивать нужную деталь из работающего предмета, потому что другой такой нигде больше нет?

— Только если этот предмет никому больше не нужен по своему прямому назначению. А вообще, это противоречит идее обретения отслужившими вещами и деталями «второй жизни» в моих игрушках. Если сломается, состарится — тогда и примем в компанию!

— Возникают ли ситуации, когда Вы долго не можете найти нужный предмет? Или Вы обычно создаете свои игрушки из уже накопленных деталей?

— Бывает по-разному. Иногда приходится откладывать работу, пока подходящая деталь не появится. Но чаще всего получается, что она уже есть в мастерской, просто надо её разыскать среди множества других. Меня это даже удивляет иногда!

— Наверное, чтобы создавать такие предметы, нужны некоторые познания в механике?

— Конечно, познания в механике в таком деле лишними никогда не будут, но в некоторых случаях может хватить и простой творческой интуиции. Обычно приходится сочетать.

— Как давно Вы работаете в направлении трэш-арт?

— Первые работы появились в 2006 году, вначале они были совсем небольшими и не такими яркими — разноцветными они стали, когда я придумала новое применение всем известной «салфеточной» технике и стала использовать декупаж по металлу. Правда, когда я начинала, я просто получала удовольствие от процесса и совсем не думала о том, к какому направлению их можно отнести.

А сейчас считаю, что к направлению трэш-арт они относятся формально, только с точки зрения используемых материалов. Ведь «мусорному» искусству редко присущи утилитарность и интерьерность, которые есть в моих работах.

— Чем именно Вас привлекает трэш-арт?

— Вариативностью, непредсказуемостью, парадоксальностью, индивидуальностью, отсутствием правил.

 

Выставка проходит в художественной галерее «Университет культуры» по 17 апреля.

Фото Татьяны Гомзы