Минску вернут пешеходную улицу — когда-нибудь где-нибудь

У проекта в его сегодняшнем виде нет координатора, даже некому сказать музыкантам, принята их заявка на выступление или нет…

 

В прошлом году у минчан сложилась хорошая традиция — оставаясь в городе на выходные, проводить теплые летние вечера на первой пешеходной улице столицы. Вокруг нее всегда было какое-то напряжение: то жители недовольны, то музыкантам не было к чему подключить аппаратуру… Но в любом случае по выходным у горожан была возможность потанцевать и послушать, посмотреть и поучаствовать. Однако пешеходную улицу с Карла Маркса решили перенести теоретически в Верхний город, а на практике неизвестно куда. 

 

Уличные артисты готовы выступать и делиться своим творчеством. Но у проекта «Верхний город» просто нет руководителя, который бы стал связующим звеном между музыкантами и администрацией города.

«Если кратко, то хоть заявки и есть — до сих пор непонятно, одобрена хоть одна из них или нет», — рассказал нам соорганизатор II фестиваля уличных театров и администратор группы «Минск. Верхний город» Максим Артюшкевич.

По его словам, условия, которые предложили теперь, мало привлекательны для большинства выступающих — никакого подключения для музыкантов, никаких барабанов, никаких ремесленников.

«Вообще больше неясного, чем определенного, ведь у проекта нет координатора, и этими вопросами попросту некому заниматься. Некому рассказать СМИ, что будет, некому рассказать музыкантам — одобрены ли их заявки и т.п.», — пояснил Артюшкевич. 

 

Проблемы Карла Маркса

Одной из причин, почему пешеходную улицу с Карла Маркса перенесли в Верхний город, называли недовольство жителей.

«Оксана Никитина (в то время начальник отдела культуры Ленинского района) не смогла прийти на встречу и попросила сделать это меня, — рассказал Артюшкевич. — Также на встрече были представители администрации Ленинского района, директора двух ближайших музеев, режиссер Форума уличных театров Алексей Каминский и Виталина Рудикова — начальник управления культуры — первый заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома. На встречу пришли 12 жильцов. Они были очень раздражены тем, что их жалобы игнорируются. Для меня их жалобы стали известны впервые».

Максим считает, что это только лишний раз доказывает отсутствие нормальной связи между всем заинтересованными сторонами. «Жалобы поступали, а адекватной реакции не было», — подчеркнул Артюшкевич.

По его словам, жалобы касались того, что вечером после проведения мероприятия и ночью на улице шумно гуляет молодежь. Некоторые артисты приходили после завершения мероприятий и продолжали выступать. Кафе «Перчик» работает до двух ночи и в окна несется табачный дым. Молодежь пьет, курит и «гадит» во дворах.

«Иногда присутствует какофония. Барабаны очень раздражают слух. Иногда звук музыки слишком громкий. Жаловались на машину одного сотового оператора, которая приезжала и с самого утра включала громкую музыку», — перечисляет проблемы жителей улицы Максим.

Хотелось бы заметить, что основные жалобы были именно на то, что было вне зоны ответственности и контроля организаторов мероприятий на пешеходной улице.

«Разве мы должны были патрулировать дворы по ночам и ловить тех, кто обнимается на лавочках? Что зависело от нас — мы сделали уже после первых жалоб, которые дошли до нас. Мы предупредили через свою группу в социальной сети о том, что есть жалобы от жильцов, и призвали всех к адекватному, культурному поведению, объявили, что туалеты есть во всех кафе и они бесплатны. Мы попросили жильцов фотографировать те факты, которые они замечают, и предоставить доказательства нам. Ни одного фото не было предоставлено. Мы оповестили всех артистов о завершении выступления в 21.00 и просили милицию контролировать, чтоб никто позже не выступал», — рассказал Артюшкевич.

Представители администрации выслушали жалобы жильцов, пообещали разобраться и разошлись.

«Я остался и предложил жильцам схему влияния на происходящее. Если какой-то музыкант играл слишком громко — они могли попросить его сделать тише или переместиться в другое место. Если музыкант отказывался — для него возможность выступления на пешеходке закрывалась навсегда. Я оставил им свой телефон и попросил поделиться им со всеми, кто в этом нуждается», — пояснил Артюшкевич.

Жильцы одобрили схему и воспользовались ей неоднократно. Так решили вопрос с громкостью выступлений. Чтобы не было какофонии, следовало продлить пешеходную зону или создать дополнительные площадки для «громких» музыкантов с барабанами и фаер-шоу.

«После встречи я уже знал «недовольных» жильцов в лицо, и, встречая их на пешеходке, было приятно видеть на их лицах улыбки. Я спрашивал их, всё ли нормально? «Все нормально», — отвечали жильцы. Они смеялись и рассказывали мне, что если раньше кто-то просто пил во дворах — теперь пьют и поют. Я сам помнил, как один из пьяных жильцов пытался сбросить артиста с ходулей. Он кричал, чтобы прекратили этот «разврат», а потом через некоторое время видел его в числе постоянных зрителей, улыбающегося и с дочерью. Я видел строгого милиционера, который первый раз пришел следить за порядком на пешеходке, а уже через неделю привел с собой дочь», — говорит Максим.

«У меня сложилось впечатление, что работать над ситуацией некому. Для администрации с той самой встречи остался в памяти один факт: жильцы жалуются. На что? Почему? Можно ли что-то сделать, чтобы они не жаловались и кто это должен сделать? Эти и другие вопросы требуют усилий и времени, чего, возможно, не хватает. Может поэтому легче взять и перенести? Хотя в том формате, как пешеходный сезон завершился, возможно, жильцы бы были только за его существования. Но никто у них об этом не спросил», — подвел итог Артюшкевич.

О переносе в Верхний город

«Вначале мы потеряли время, — отмечает Максим. — Еще с прошлой осени мы могли начинать подготовку к предстоящему сезону пешеходной улицы, учитывая тот факт, что в первой его четверти пройдет ЧМ-2014».

Однако отсутствие определенности относительно дальнейшей судьбы пешеходной улицы лишило артистов возможности и смысла предпринимать какие-то шаги. 

 

«В феврале, когда определилось место — возникли вопросы у танцоров и музыкантов: узкие, холмистые улочки, дворики, в которых не помещается столько людей, сколько приходило на Маркса. Где танцевать? Где можно подключить аппаратуру для звукоусиления? Как выступить, чтоб не мешать друг другу и верующим молиться? И вот когда количество вопросов начало становиться критическим, Управление культуры Мингорисполкома «обрадовало» нас: места для ремесленников не предусмотрены», — говорит Артюшкевич. 

 

По его словам, самая большая сложность на сегодня в том, что в апреле стало известно: у проекта не будет координатора — того человека, который смог бы ответить на вопросы выступающих, контролировал бы процесс и работал над развитием проекта.

«После переноса проекта «Пешеходная улица Карла Маркса» на новое место участники проекта не имеют возможности раскрыть весь свой потенциал, показать лучшее, на что они способны, как просил наш президент к ЧМ по хоккею», — считает Артюшкевич. 

 

Верхний город не лучшим образом подходит для такого рода мероприятий. Максим думает, что в нынешних условиях проект с огромной культурной ценностью и потенциалом обречен на деградацию.

Неравнодушные люди даже составили петицию. Они просят вернуть городу пешеходную улицу, разрешить на ней торговлю ремесленникам, в том числе и во время ЧМ по хоккею.

«В 2014 году мы потеряли одну из ярчайших городских достопримечательностей. По неясным обстоятельствам проект «Пешеходная улица Карла Маркса» был перенесен в исторический центр Минска — Верхний город. Но перенесено было не все: не предусмотрена площадка для торговли свободным ремесленникам, не ясно будет ли предоставлена возможность для выступления артистов и музыкантов, в таком формате, как это было на ул. К.Маркса. К тому же отсутствие целостной площадки в верхнем городе (узкие, холмистые, разрозненные улочки), близость храмов, делает это место сомнительным для такого общего действа, которое было на ул. К.Маркса с масштабными танцевальными проектами, возможностью для подключения аппаратуры музыкантам и т.п.», — говорится в петиции.

Составители обращения также отметили, что особо обидно утратить культурно-туристический бренд накануне чемпионата мира по хоккею: «К приходу нового сезона ремесленники и артисты готовились с осени, с особым старанием, понимая, как важно его начало, которое ознаменовано ЧМ по хоккею. Но отсутствие какой-либо ясности, координатора, ответственного за мероприятия на улице, с которым можно было бы вести диалог, а после и вовсе появление новости, что проект переносится, и о том, что ремесленникам не будет места в Верхнем городе — все это заставило нас упустить время и поставило под угрозу существование проекта, который может быть гордостью страны».

Первоначально петицию собирались направить начальнику главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Мингорисполкома Сергею Хильману.

Как рассказала автор обращения Анна Печковская, написали в Администрацию президента, «так как с властями меньшего ранга не удалось пообщаться».

«Хильмана назначили на новую должность, в другие инстанции не дозвониться. Из Администрации прислали ответ, что наше обращение направлено в Мингорисполком, и они обязаны сообщить нам о результатах рассмотрения. Прошло около недели — никто ничего не сообщил», — говорит Печковская.

О существовании такой петиции начальник отдела учреждений культуры и культурно-просветительской работы Мингорисполкома Сергей Медведев узнал от корреспондента Naviny.by. Медведев уверен, что на сегодня некоторые вопросы с пешеходной улицей остались, но главные проблемы уже решены.

«Те, кто занимается народными ремеслами, представляют свои работы на выставке-ярмарке «Город мастеров» у «Чижовка-Арены». Но там именно народные промыслы. Мы хотели там проиллюстрировать национальный колорит», — объяснил представитель городской власти. Он отметил, что остались недовольны «всякие мыловары и стеклодувы», которые, по представлению властей, этот колорит не иллюстрируют.

«В Верхнем городе оборудовано несколько точек с сувенирами. Они хорошо оформлены. Мы же не можем позволить, чтобы там на ящиках от бананов продавали свистульки», — уверен Медведев.

Он рассказал, что пешеходная улица в Минске будет, но пока не ясно когда. Сейчас в Мингорисполком обсуждают, где будет это пространство.

«Мы понимаем, что должны дать возможность для самореализации музыкантов и других творческих людей», — отметил начальник отдела учреждений культур.

По его словам, рассматривают разные варианты, так что пока тяжело даже примерно сказать, где будет новая пешеходная улица. Хотя Медведев считает, что на сегодня Верхний город отлично справляется с тем, чтобы там выступали творческие люди.

Культура на вывоз

После успеха пешеходной улицы Маркса в Минске за организацию чего-то подобного взялись творческие люди Могилева. У них есть и своя группа.

«Я связался с организатором и мы договорились о сотрудничестве. Были планы и по Бресту, но в связи с неопределенностью, в которую мы были поставлены управлением культуры, эти планы не удалось реализовать. Но новые планы не за горами. Надеюсь, они будут более успешными», — рассказал Артюшкевич.

К слову, пешеходные улицы есть и в других городах, но в Бресте и Бобруйске они все чаще используются для прогулок горожан, а не как площадки для выступлений. В Гродно и Витебске можно встретить уличных музыкантов, но о каких-то больших выступлениях не в праздники говорить не приходится.

Фото «Минск. Верхний город»