Куда пропал «Авель»? Премьера откладывается, бюджет растет

Фильм показали министру культуры, но простой белорусский зритель увидит его не раньше...

Премьера белорусского фильма «Авель» снова откладывается. Фильм показали министру культуры, но простой белорусский зритель увидит его не раньше апреля 2015 года. Еще до премьеры ленту назвали самым дорогим и скандальным проектом белорусского кино. Продюсеры пока отказываются назвать окончательный бюджет. В базах данных мирового кино фильм оценен в 5 млн. долларов.

Итак, в 2013 году частная кинокомпания Nonstop Media стала победителем конкурса национальных кинопроектов, объявленного Министерством культуры. Фильм «Авель» (позже название изменили на «Мы, братья») повествует о разладе и воссоединении двух братьев в контексте событий современной Беларуси. Авторы не скрывают, что в фильме есть эпизоды, затрагивающие события после президентских выборов 2010 года, однако подчеркивают, что «это художественный фильм, а не реконструкция».

Амбициозный проект, по заявлению его создателей, должен вывести белорусский кинематограф на новый уровень. Ведь в фильме снимаются звезды Голливуда, и широкий прокат обещают не только для Беларуси, но и в Европе, Канаде и даже США.

На официальном сайте фильма по-прежнему сообщается, что премьера фильма состоится осенью 2014-го. На календаре — февраль 2015-го, а «Авеля» всё нет.

Кина не будет?

По словам продюсера Сергея Ждановича, «фильм с каждым разом приобретает новый качественный уровень», поэтому премьера откладывается, но обязательно состоится.

«Если бы задача была локально оставить фильм в Беларуси, его бы уже давно показали. Но чтобы удовлетворить стандарты зарубежных дистрибьюторов, нужно соответственно делать картину. Поэтому я привлек дополнительные ресурсы, чтобы провести пост-продакшн в Америке — цветокоррекцию, графику и звук. Все это делается в Лос-Анджелесе».

Изначально озвучивалось, что бюджет фильма составит 2 млн. долларов.

«Последний транш был 29 декабря 2014 года. 20 млрд. белорусских рублей. Это что, 2 млн. долларов? У нас договор был по курсу 8700 (в пересчете на доллары это около 2,3 млн. Официальный курс 8690 рублей к доллару был зафиксирован 1 июня 2013 года. — Naviny.by). Конечно же, я рассчитался со всеми по другому курсу. И закрыл все долги. Из бюджета не прибавилось ни копейки», — утверждает продюсер.

Однако министр культуры Борис Светлов на сегодняшней пресс-конференции озвучил иную «точную сумму», которая была выделена для создания этого проекта — 20 млрд. 563 млн. 567 тыс. 135 рублей. Эти средства, по словам чиновника, были заложены в проект еще в 2013 году, до начала конкурса. При этом деньги предоставлялись исполнителю проекта несколькими траншами, последний из которых был перечислен в декабре 2014 года.

Жданович настаивает, что заложил собственную студию и квартиру, чтобы закрыть все финансовые вопросы по фильму. Назвать окончательную сумму бюджета он отказывается — «коммерческая тайна». В крупнейшей базе данных о кино imdb.com бюджет фильма «Мы, братья» оценен в 5 млн. долларов. Авторитетная российская база данных «КиноПоиск» с такой оценкой согласна.

Привлекались ли спонсоры? На этот вопрос Сергей Жданович также предпочел не отвечать, хотя в интернете была информация, что он лично рассылал бизнесменам письма с просьбой финансово поддержать картину.

Мы обратились в крупнейшие белорусские компании, которые регулярно участвуют в проектах, где заказчиком выступает государство. Однако ни «Трайпл», ни «Амкадор», ни «Табак-инвест», ни «Белнефтехим», ни «Нафтан» не выделяли деньги на съемки фильма «Мы, братья».

По словам Ждановича, 19 февраля министр культуры лично посмотрел полную версию фильма. Накануне продюсер встречался с двумя заместителями министра культуры России и заручился их поддержкой.

«Они будут содействовать дистрибуции. Этот фильм действительно актуален, особенно на фоне печальных событий в Украине, где идет братоубийство», — говорит Жданович.

По его словам, в кинотеатрах фильм можно показать хоть завтра.

«Мы могли бы показать фильм в Беларуси 17 апреля. Кто-то бы сказал хорошо, кто-то — плохо. Что дальше? Фильм в дистрибуцию не идет, вы это понимаете? У нас ведь задача показать картину не только в Беларуси, но еще и в России, Украине, Европе, Канаде… Я сделаю всё, чтобы в мае после Канн пошла мировая дистрибуция картины», — заявил продюсер.

Однако, как заявил 27 февраля министр культуры Борис Светлов, «Мы, братья» появится в прокате не раньше осени 2015-го.

«Авель» vs «Жыве Беларусь»

Как только в интернете был опубликован сценарий фильма «Авель», его начали сравнивать с польским фильмом «Жыве Беларусь».

Франак Вячорка. Фото kyky.orgСценарист Франак Вячорка говорит, что на фоне информационного противостояния о фильме «Жыве Беларусь» написали многие зарубежные СМИ, лента стала еще более узнаваемой.

И все-таки, давали ли создателям «Авеля» задание снять ответ на польскую картину о современной Беларуси?

«Никто мне не ставил такую задачу, — говорит Жданович. — Слово контрответ даже не звучало. Как пример фильм «Жыве Беларусь» никогда не упоминался. Ведь это политический заказ, там есть оценка политическим событиям. Мы не даем оценок ни одной, ни второй стороне. Да, у нас есть большая сцена Площади, но это фон».

Бюджет фильма «Жыве Беларусь», кстати, также оценивался в 2 млн. долларов.

«Я не верю, что на «Авель» пошло 5 млн. долларов, — говорит Франак Вячорка. — Цифра 2-2,5 млн. выглядит более реалистичной. Со слов самого Ждановича, 2 млн. им выделили на съемки, еще 500 тысяч они нашли на пост-продакшн. Для белорусского фильма это большая сумма. Для Польши фильм «Жыве Беларусь» — один из самых дешевых за последние 10 лет, если сравнивать с теми, которые вышли на международные фестивали. Около 500 тысяч долларов у нас ушло на покупку аппаратуры. В Польше издержки и съемочные дни в раза три дороже, чем в Беларуси».

Съемки фильма «Жыве Беларусь» заняли два месяца, пост-продакшн — еще три месяца. Первый раз фильм был показан в марте 2012-го в Каннах. Официальная премьера состоялась ровно через год в Варшаве.

«Мы, братья» начали снимать в октябре 2013 года.

На «Авель» ушел годовой бюджет поддержки белорусского кино?

На прошлой неделе в Минске прошел съезд кинематографистов. Обсуждение фильма «Мы, братья» стало главной темой. По словам Сергея Ждановича, Минкульт на всех этапах отслеживал создание фильма. Каждый месяц он подавал в министерство пояснительные записки.

максим ЖбанковКинокритик Максим Жбанков обращает внимание, что в Беларуси чаще всего не разглашаются бюджеты отечественных фильмов.

«Могу сказать, что «Анастасия Слуцкая» стоила 1 млн. долларов. Из этого значительная сумма ушла на выплаты студии, то есть это не были прямые вклады в кино, — отмечает эксперт. — По современным меркам 5 млн. долларов — это немного. Но для белорусского кино — это солидная сумма. Насколько я знаю, на «Авель» пошла вся доля бюджета, рассчитанная на годовую поддержку всего белорусского кино».

Жбанков считает, что при наших нынешних возможностях белорусское кино не способно создавать продукцию, конкурентную Голливуду.

«Креативные и технические ресурсы у нас более слабые, — говорит он. — Задача у тех, кто сегодня делает кино в Беларуси и имеет доступ к бюджетным средствам, очень простые — освоить деньги и не попасть под статью о нецелевом расходовании. И это не имеет ничего общего с художественным качеством».

Андрей КурейчикСценарист Андрей Курейчик, который имел опыт сотрудничества со Ждановичем по фильму «Выше неба», называет глупым решение делать белорусское кино в Америке. По его словам, у Ждановича не было достаточного опыта и надежных партнеров. В основном он сотрудничал с бывшими выходцами из Советского Союза.

«Сначала они обещали золотые горы, но с реализацией затягивали, — говорит он. — Если вы посмотрите фильмы, снятые в последние годы в России или Беларуси, к примеру, «Брестская крепость», «Легенда № 17», «Адмирал», «Высоцкий», они все по технологическому уровню ничем не уступают американским. У нас прекрасные монтажеры, у нас хорошие студии спецэффектов, которые рисуют ничуть не хуже, чем американцы. Да, у нас нет голливудских звезд. Но это уже другой вопрос. Однако вывозить в США производство — значит просто вывозить туда деньги».

Курейчик называет бюджет фильма «Авеля» гигантской суммой: «На недавнем съезде кинематографистов говорили, что из-за этого фильма целый год весь белорусский кинематограф «стоял». Все деньги, которые были, а я думаю, что это гораздо больше, чем 2 млн. долларов, через Сергея Ждановича транзитом уходили в Лос-Анджелес».

На сайте фильма уточняется, что съемки в Америке проходили в сотрудничестве с партнерскими компаниями Solomon Films Production, Inc (Лос-Анджелес) и Nonstop Media USA (Нью-Йорк). В первой компании Сергей Жданович является собственником и продюсером, вторая фактически созвучна с его минской кинокомпанией.

По адресу Solomon Films Production в Лос-Анджелесе зарегистрирован также офис агентства Виктора Круглова. В 1977 году он переехал в Штаты из Одессы, продвигает в основном с выходцев из Советского Союза. В его базе есть и Наташа Алам, которая сыграла одну из главных ролей в фильме «Авель». А сам Виктор Круглов фигурирует как продюсер картины.


Сергей Жданович, Эрик Робертс и Виктор Круглов

В интернете ходили слухи, что Сергей Жданович за деньги, выделенные на «Авель», смог организовать несколько студий в США.

«То, что я взял деньги и создал в Америке фирму — полнейшая чушь», — заявил он.

«Сергей Жданович звал меня на съемки, — рассказал Франак Вячорка. — Приглашал как консультанта, потом и на стадию пост-продакшн, обещал поддержку. Но я от всего отказался. Все время он говорил, мол, ты же понимаешь, это не ответ фильму «Жыве Беларусь», мы просто зарабатываем деньги. Это не политика. Я встречался с ним дважды в Каннах, а потом в Беларуси. Соглашусь с мнением Курейчика, что эти люди — бизнесмены, для них политические цели не стоят превыше всего. Они надеялись заработать, выйти на зарубежные рынки. Жданович, может быть, планировал через этот проект вырваться в США, что он и сделал в результате. У власти, у Министерства культуры были совсем другие цели».


Актеры

Салли Киркланд Наташа Алам Эрик Робертс Алексей Серебряков
Владимир Гостюхин Олеся Грибок Игорь Савочкин Руслан Чернецкий
Евгений Шмарловский Энтони де Лонгис Олег Вебер Коби Азарли
Монте Перлин Грей Майкл Сэлис Зед Коршунов Джереми Тимминс

Режиссеры

Уильям Девиталь Денис Соболев

Сценаристы

Уильям Девиталь Денис Соболев Владимир Попов
 
Роман Макушев Сергей Жданович  
X

Салли Киркланд, актриса.

Лучшие фильмы: «Лучшие из лучших»; «Афера», «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», «Брюс Всемогущий»; «Какими мы были»

X

Наташа Алам, актриса, порнозвезда.

Лучшие фильмы: «Красавцы»; «Капля настоящей крови»; «C.S.I. Место преступления»; «Части тела»; «Следствие по телу»

X

Эрик Робертс, актер, брат Джулии Робертс.

За последние два года снялся в 60 фильмах, среди которых такие «шедевры», как «Мертвецы хотят женщин», «Крутой кот находит пистолет».

X

Алексей Серебряков, актер.

Лучшие фильмы: «Левиафан»; «Груз 200»; «ПираМММида»; «Белая гвардия»; «Побег»

X

Владимир Гостюхин, актер.

Лучшие работы: «Дальнобойщики»; «Око за око»; «Восхождение»; «Урга: Территория любви»; «Моонзунд»

X

Олеся Грибок, актриса.

Лучшие работы: «Выше неба»;

X

Игорь Савочкин, актер.

Лучшие работы: «Дом»; «Кука»; «Левиафан»; «Пять невест»; «Адмиралъ»

X

Руслан Чернецкий, актер театра им. Горького.

С 2007 года снимается в мини-сериалах

X

Евгений Шмарловский, актер.

Первая роль в большом кино, работал клоуном, снимался в сериалах немецкого телеканала RTL

X

Энтони де Лонгис, актер.

Лучшие работы: 8 серий «Санта-Барбары»; «Бесстрашный»; «Далеко – далеко»; «Придорожная закусочная»; «Охотники на гангстеров»

X

Олег Вебер, актер, бывший байкер.

С 2002 года снимается в сериалах и мини-сериалах

X

Коби Азарли, актер, каскадер.

Лучшая работа: сериал «Чак»

X

Монте Перлин, актер, каскадер.

Лучшие работы: сериалы «Параллельные миры»; «Беверли-Хиллз»; «Настоящая кровь»

X

Грей Майкл Сэлис, актер, каскадер.

Лучшие работы: «Воины-оборотни»

X

Зед Коршунов, актер, каскадер.

Снялся в сериале «Тучи над холмами»

X

Джереми Тимминс, актер, каскадер.

Лучшие работы: сериалы «Касл»; «Лига»; «Лузеры»; «CSI: Место преступления Нью-Йорк»; «Агент Картер»

X

Уильям Де Виталь, режиссер, сценарист.

Это его первый фильм как режиссера и сценариста. До этого он был известен как постановщик трюков, каскадер. Работал каскадером в фильмах «Блэйд 2» и «Царь Скорпионов». Также Де Виталь участвовал в последнем фильме об Индиане Джонсе «Королевство хрустального черепа», однако его даже не обозначили в титрах

X

Денис Соболев, второй режиссер, сценарист.

До этого режиссерского и сценарного опыта не имел. В качестве актера – роль второго плана

X

Владимир Попов, сценарист.

До этого опыта написания сценария к фильму не имел

X

Роман Макушев, сценарист.

Как сценарист фильмов до этого опыта не имел. Чаще всего работал как гострайтер — человек, который пишет под чужим именем, какого-либо раскрученного сценариста. Написал таким образом несколько эпизодов телесериала и один полнометражный проект

X

Сергей Жданович, сценарист.

Первый опыт работы в качестве сценариста фильма


 

Суммы гонораров — коммерческая тайна

Создатели фильма «Авель» анонсировали «другой уровень кино», голливудских звезд и прокат за рубежом. Но некоторые вопросы так и остаются без ответа.

К примеру, опыт съемочной группы.

Режиссер Уильям Де Виталь (знакомый советскому зрителю как каскадер Виталий Васильков) до фильма «Авель» практически не имел режиссерского опыта. Второй режиссер Денис Соболев даже как актер до этого снялся только в одной картине. Однако, по мнению Сергея Ждановича, и Девиталь, и Соболев на 100% справились с поставленной задачей. Суммы их гонораров не разглашаются — коммерческая тайна. Точно также неизвестно, сколько заплатили голливудским звездам, среди которых несколько каскадеров.


Денис Соболев, Уильям Де Виталь и Сергей Жданович

«Там нет ни одного режиссера, который бы имел опыт, режиссерские работы, — говорит Андрей Курейчик. — К сожалению, такой же подход был при подборе актеров, сценаристов. Сценарного опыта у них нет никакого. Это все любители и товарищи, которые поживились за счет белорусских налогоплательщиков».

Но как Сергей Жданович смог убедить Министерство культуры в своей надежности?

«Это невозможно без высоких чинов в Администрации президента. На тот момент там работала Ирина Дрига, позже назначенная первым заместителем министра культуры. Когда на съезде кинематографистов ей задали вопрос по фильму «Авель», она заявила, что над этим проектом не работала и пояснить ничего не может, — отмечает Курейчик. — Сергей Жданович занимал высокую иерархию в организации «Белая Русь», которая объединяет многих чиновников. Он делал для них концерты и корпоративы. Одним из сценаристов проекта является Владимир Попов. Его можно найти на «Кинопоиске». Это единственный человек из всей команды без фотографии. Он занимает очень высокое место в структуре Службы безопасности президента. Пока неизвестна ни одна прокатная компания, которая бы заинтересовалась данным фильмом. Фигурирует лишь Solomon Films Production, которую основали Сергей Жданович и его друг Виталий Васильков (Уильям Де Виталь)».

Жданович обещает прокат «Авеля» за рубежом

В этом году, если верить обещаниям Сергея Ждановича, фильм покажут в Каннах, но не в рамках конкурсной программы.

На каждом крупном фестивале есть кинорынки, где продюсеры презентуют свои ленты для закрытой аудитории.

«Попасть туда очень просто — заплати тысячу долларов и можешь показывать свое кино», — говорит Франак Вячорка.

В 2012-м «Жыве Беларусь» именно таким образом показали в Каннах.

«Там проектом заинтересовались итальянцы, которые сразу подписали договор на несколько лет дистрибуции. Благодаря Каннам, фильм попал на международные фестивали, зарубежные каналы. Говорить про успех «Мы, братья» можно будет после Каннов. Если там создатели картины заручатся поддержкой телеканала или международного распространителя, у фильма будет шанс», — считает Франак Вячорка.

Игорь СукмановКинокритик Игорь Сукманов, отвечая на вопрос, будет ли интересен «Авель» зарубежному зрителю, отметил: «По поводу этой картины есть легкая спекуляция. Я все время читаю про Берлинский, Каннский фестивали... Этот фильм продвигают не на фестивалях, а на кинорынках, которые проходят в рамках фестиваля. Это параллельные бизнес-мероприятия для того, чтобы совместить приятное с полезным. А именно, чтобы профессионалы смогли, с одной стороны, заключать сделки. С другой стороны — следить за тенденциями в кино. Картины, которые поступают на кинорынок, к отбору Каннского или Берлинского фестиваля никакого отношения не имеют. Новости про то, что фильм представлен на кинорынке, выглядит примерно так: колхоз «Победа» вывез 20 кг моркови на Комаровский рынок. Идет торговля, это принцип бизнес-отношений. И это правильно, кино-то надо продавать. Другое дело, что не следует выдавать это за событие номер один».

Казус «Авеля» — будет ли государство выделять деньги частным киностудиям?

На съезде кинематографистов прозвучало, что ситуация в белорусском кино достаточно сложная. По оценкам некоторых критиков, критическая. Изменит ли государство свою политику после опыта с «Авелем»?

«Как мне сказали, на съезде кинематографистов прозвучало, что Жданович своим авантюрным проектом закрыл возможности для финансирования кино частных продюсеров, — говорит Андрей Курейчик. — На государственном уровне принято решение больше в руки частников денег не давать. Сейчас все деньги уйдут киностудии «Беларусьфильм».

«Кино требует инвестиций, причем не государственных, — считает Франак Вячорка. — Это должны быть частные инвестиции, чтобы в последующем бизнесмены следили за рациональностью расходования денег».

Максим Жбанков считает, что спасти белорусский кинематограф может только энтузиазм.

«Я не верю в системные трансформации Министерства культуры, — говорит эксперт. — Я верю в несистемные частные инициативы. Есть люди, которые делают кино за малые деньги без зарубежных звезд, просто потому что им хочется сделать белорусское кино живым и актуальным».


  • Лично я почитал отзывы о фильме, - потерял всякий интерес... Скажем так - Тарковский тут и рядом не валялся... А на хрена мне поглощать всякий спам... Кто мне и что мне выдаст какой-то заковыристый сюжет, который смутными образами будет вспоминаться? Есть "послевкусие", а есть безвкусица. Я не хочу занимать себя "киношкой", где режиссёр, замысел которого я расшифрую в пару минут, будет держать меня зрителем - пару часов...