Почему белорусская попса проиграла российской собственную сцену

Много шума в музыкальных кругах наделала неосторожно озвученная Алексеем Хлестовым идея ограничить гастроли в Беларуси для российских исполнителей. Мол, из-за этого белорусские музыканты не могут давать концерты.

Кто виноват в том, что белорусским музыкантам — представителям популярных жанров, нет места для гастролей в малых городах страны? Как получилось, что Беларусь превратилась в площадку для «чеса» российских звезд далеко не первого эшелона и тех, кого там называют «сбитыми летчиками»?

Засилье российской попсы — проблема со стажем

Кажется, еще совсем недавно публика, да и некоторые коллеги по цеху посмеивались над Ириной Дорофеевой, мол, отправилась в гастрольный тур по «тырловкам» — именно так для краткости бомонд называет всё, что за пределами МКАД.

С приходом очередного экономического кризиса белорусские артисты вдруг вспомнили о райцентрах, но опоздали: их уже облюбовали исполнители из России. Впрочем, в резонансом интервью телестудии «СБ. Беларусь сегодня» певец Алексей Хлестов, высказавший идею ограничить гастрольную деятельность россиян у нас, чаще всего использовал термин «коллеги из других стран». Но давайте называть вещи своими именами: основная масса гастролеров на любых белорусских площадках — российские артисты.

Это не хорошо и не плохо — это факт, обусловленный влиянием российских медиа, географической близостью и отсутствием языкового барьера.

Уточнить некоторые нюансы громкого заявления у самого Алексея Хлестова не удалось. Певец посетовал, что журналисты некорректно обошлись с его высказыванием, он всё объяснил в интервью «Комсомольской правде в Белоруссии». От комментариев всем остальным журналистам Алексей отказывается, дабы избежать ситуации с «выдергиванием фраз».

Чтобы было ясно, кто и что говорил, мы обращаемся к первоисточнику. 

«В этом нет ни новости, ни сенсации. Разговоры о российских артистах, полюбивших наши райцентры, ходят давно, — заметил композитор и продюсер Олег Молчан. — Как и ранее озвучивалось другими коллегами предложение «запретить, ограничить». Запреты ничего хорошего не приносят, в том числе для запрещающей стороны».

Пожалуй, самой первой и громко о засилье российской попсы в Беларуси заявила Элеонора Езерская. Не так давно об этом же рассуждал композитор Эдуард Ханок. И только наш знаменитый миллиардер от шоу-бизнеса Александр Солодуха заявил: «Пусть приезжают все, всем хватит места под солнцем».

У нас свое принято «ганьбіць»

Олег Молчан«В Беларуси, к счастью, артисту не нужно умереть, чтобы его полюбили, достаточно всего лишь засветиться в России. Так было всегда. «Песняры» тоже приехали знаменитыми после конкурса в Москве. Поэтому вопрос гораздо шире, чем гастрольная деятельность, — уверен Олег Молчан. — Вопрос в самосознании людей: у нас свое принято «ганьбіць», даже не попробовав пользоваться товаром или не послушав артиста. Советовался с приятелями по поводу покупки шин для автомобиля, в итоге сделал все по-своему: купил белорусские и скажу, что остался доволен.

Нужно формировать самоуважение нации. А как, если в телевизоре — сериалы сомнительного качества и прочий ширпотреб. На самом деле люди из глубинки идут не столько слушать песни, сколько посмотреть на «человека из большого телевизора». А в телевизоре, как не переключай каналы, мы чаще видим российских исполнителей. Сколько раз было, когда наши участвуют в российском концерте, а из трансляции их вырезают».

ВенераПоддерживает позицию Олега Молчана и певица Венера: «Основную проблему я вижу не в том, кто проехал по нашим райцентрам, а в пренебрежительном отношении белорусов ко всему своему, в том числе к артистам. У меня была просто анекдотическая ситуация, когда человек восхищался клипом, даже музыку закачал в телефон, однако, узнав, что это работа белорусской певицы, сразу же начал критиковать.

И вторая сторона этой же медали: некоторые гости из России позволяют себе относиться к нам без должного уважения. Это не удивительно, ведь если мы сами себя не уважаем, то странно ожидать этого от других. Им почему-то кажется, что мы какие-то отсталые люди, однако же едут к нам на выходные и каникулы, отдыхают, посещают рестораны, делают покупки, наслаждаются в уютном и безопасном городе.

Что касается российских артистов, то они тоже уверены: осчастливили своим приездом жителей райцентра, мол, люди должны радоваться, что увидели «звезду» из телевизора. И поэтому можно работать под фонограмму, не особо напрягаясь».

Качество выступлений отдельных заезжих гастролеров — действительно большой вопрос. Безусловно, есть артисты, не позволяющие себе халтурить в принципе. Как правило, выступающие в столице стараются не ударить в грязь лицом. А вот в областных центрах и малых городах — да, там чаще всего уверены, что «пипл схавает» всё.

Только за последнее время в СМИ писали о скандальном выступлении Елены Воробей в Бресте и о странном поведении Ирины Дубцовой на концерте в Гомеле

В шоу-бизнесе правят деньги

Валерий Дайнеко«То, что российские артисты заполонили весь наш эфир, а потом уже и территорию, это говорит о неправильной рекламной политике руководства белорусского радио и телевидения, — полагает заслуженный артист БССР, солист ансамбля «Белорусские песняры» Валерий Дайнеко. — Если мы рекламируем российскую эстраду, то пусть и в России делают то же самое. Как-то ведь раньше, во времена СССР, удавалось договариваться! Если не получится договариваться о двустороннем сотрудничестве, мы никогда не пробьем эту стену. А для молодых наших исполнителей в этой ситуации я вообще не вижу никакой перспективы.

Получается, что наши ориентиры — это снова первые каналы российского телевидения, но я считаю, что это не самый плохой вариант, если мы дружественные страны. Артисту маловато популярности внутри своей страны, нужно выходить хотя бы на ближние рынки — Россия, Украина. Прибалтийские артисты, которые потеряли российский рынок, вообще сидят у разбитого корыта, так как западные регионы уже давно сориентированы на мировых звезд.

Сегодня всем правят деньги, которых у наших артистов, спонсирующих самих себя, не так много, как у россиян, за спиной которых стоят богатые корпорации Москвы и других регионов. Я не знаю ни одного из российских артистов, кто бы работал в госструктуре».

В Беларуси же государство по еще советской инерции финансово поддерживает эстраду и, естественно, раз уж платит, то и музыку заказывает — решает, что будет звучать на радио, кто будет петь в концертах, транслируемых на всю страну, обеспечивает массовость на выступлениях своих фаворитов.

Пример той же Ирины Дорофеевой — быстро ставшей чуть ли не лицом страны, а затем столь же стремительно ушедшей в тень — показателен в плане того, что популярность многих наших звезд создана искусственно и сильно преувеличена. Еще и поэтому на их концерты плохо ходит даже не избалованная зрелищем глубинка.

С другой стороны, в созданной системе работа в государственных учреждениях (например, в Молодежном театре эстрады, где солистом числится тот же Алексей Хлестов) для музыкантов является не столько источником дохода (сколько можно заработать в бюджетной организации, даже рассказывать не надо), сколько своего рода дополнительной обязанностью, которая позволяет более-менее спокойно вести собственный бизнес — иметь звукозаписывающую компанию, продюсерский центр, оказывать event-услуги.

«Российские артисты первого эшелона, конечно же, на порядок лучше технологически упакованы, чем мы, — отметил Олег Молчан. — Большинство же наших артистов инвестируют не в творчество, а в свое личное благосостояние. Не осуждаю, не завидую — каждый решает сам. Что касается песен, то наши ничуть не хуже российских, но людям сейчас мало песни, они хотят шоу — свет, танцы и прочие спецэффекты.

В утешение могу сказать, что и российским артистам теперь не сладко. Недавно один из московских коллег сетовал: его менеджмент посчитал, что аренда большого зала Дворца Республики не оставляет шансов заработать при условии вменяемого ценника на билеты».


  • Эта проблема давно наболела. Но разрешится нескоро.
  • "«Российские артисты первого эшелона, конечно же, на порядок лучше технологически упакованы, чем мы, — отметил Олег Молчан. — Большинство же наших артистов инвестируют не в творчество, а в свое личное благосостояние..." Коротко и ясно. Нет же, целую статью насочиняли с лейтмотивом "кто-то кое-где у нас порой" из-за восточных границ петь нашим талантом мешает..
  • Пять копеек, сдачи не надо. Наверное последний, кто метко и прикольно интеллектуально "расстреливал" попсу - был хулиган Николай Фоменко с его передачей конца 90-х "Русские гвозди". Не исключаю, что он кому-то здорово "на хвост наступил", устраивая непринуждённый стёб, перебирая и на свой манер буквально каждую строчку из новоявленных шлягеров. Возможно, что какие-то могущественные финансовые спонсоры очередной поп-дивы его припугнули, возможно, что публика с музыкальным вкусом и врождённым интеллектом поразбежалась... Но передача исчезла. И формула "на то и щука в реке, чтобы карась не дремал" - она ушла в прошлое... И попса сейчас плодится как саранча в Азии. Она задрала всех, но дело кончилось тем, что она на сегодня просто шумовой фон, на который усталый от жизни народец просто перестал реагировать... В душе, в памяти живут замечательные стихи самых разных поэтов, их можно мысленно про себя в памяти "проиграть". И вот, материал статьи... Типа, чья попса популярней - российская или белорусская. А ответ меломана очень простой - пошли вы строевым шагом в отверстие унитаза... Музыкант должен быть музыкантом, поэт должен любить гармонию стихосложения, ей подчиняться. А нынешняя попса, - это в сущности музыкальное вторсырьё, музыкальные отбросы. Бетховен в гробу перевернётся, разок это услышав. А мы сосредоточенно, делая умные лица бомжей на помойке, думаем чьё дерьмо ароматнее... Я пас. Извините, вырвалось. Но я честно и от себя. :)
  • Нужно привыкать к конкуренции и делать качественный продукт, а не искать кругом виноватых
  • Просто нет песен хороших!