Армянская земля не отпустила белорусский самолет

Катастрофа самолета авиакомпании «Белавиа» в ереванском аэропорту стала фактически первым серьезным инцидентом с белорусскими...

Катастрофа самолета авиакомпании «Белавиа» в ереванском аэропорту стала фактически первым серьезным инцидентом с белорусскими пассажирскими самолетами за годы суверенитета.

Катастрофа самолета CRJ-100LR производства канадской компании «Bombardier», вылетавшего их ереванского аэропорта «Звартноц» в Минск, произошла в 4.19 утра по местному времени (2.19 по минскому).

Фото АР

По предварительной информации, во время взлета самолет резко накренился и зацепил левым крылом за взлетно-посадочную полосу, после чего перевернулся, раскололся на две части и загорелся.

Фото АР

По словам начальника Главного управления гражданской авиации Армении (ГУГА) Артема Мовсисяна, технические неполадки начались во время пробега самолета по взлетной полосе, когда пилот, связавшись с диспетчером, сообщил о том, что «самолет заносит влево».

«Экипаж самолета попытался самостоятельно выпрямить его и принял решение о продолжении взлета. По нашим данным, на высоте 4-5 метров левое крыло самолета зацепилось за взлетно-посадочную полосу, в результате чего перевернулся», — сказал Мовсисян.

СRJ-100LR (Canadair Regional Jet 100) — региональный пассажирский самолет, разработанный канадской фирмой «Canadаir». Длина самолета — 26,77 м, высота — 6,22 м, размах крыла — 21,21 м. Максимальная взлетная масса — 24 тонны. Максимальная крейсерская скорость — 860 км/ч. Практическая дальность полета 3650 км. Вместимость — 50 пассажиров. В мире CRJ-100LR эксплуатирует около 40 авиакомпаний. Всего было выпущено порядка 1 тысячи таких самолетов.

К счастью, несмотря на всю серьезность ситуации, обошлось без жертв. На борту находилось 18 пассажиров и 3 члена экипажа. Пассажиры — граждане пяти стран (по одному из Беларуси, России и Украины, десять из Армении и пять из Грузии), но все армяне по национальности.

Как выясняется, еще до прибытия к месту катастрофы спасательных бригад местного аэропорта, пассажирам и членам экипажа удалось оперативно открыть аварийный люк и самостоятельно эвакуироваться из горящего самолета. Локализацией и тушением пожара занимались три расчета, прибывших к горящему самолету менее чем за минуту после аварии.

Находившиеся на борту люди получили ранения различной степени тяжести, большинству из них помощь была оказана на месте. С места аварии в медучреждения было доставлено 11 человек, часть из них после оказания первой помощи было решено не госпитализировать. В медицинский центр «Армения» было доставлено восемь человек: семь с диагнозом «сотрясение мозга», у одного диагностирована челюстно-лицевая травма.

Попавшие в катастрофу пассажиры были размещены в ереванских гостиницах и у родственников. По словам заместителя гендиректора «Белавиа» Игоря Чергинца, принято решение не отправлять в Ереван за пассажирами специальный самолет, а доставить их в Минск рейсами других авиакомпаний. «Пассажирам будет предложено проследовать в Минск через Москву или Киев», — рассказал Игорь Чергинец.

Список пассажиров: Агапов Ашот, Киракосян Азат, Мамян Андраник, Абмарцумян Салби, Теванян Сасун, Закарян Ваге, Бабаян Эрик, Макарян Ара, Акопов Владимир, Хачатрян Лиана, Ованнисян Эдуард, Бадалян Диана, Еремян Сурен, Еремян Епраксия, Ерицян Степан, Ованнисян Рима, Вардапетян Спартак, Манукян Санасар.

Сейчас часть пассажиров разбившегося самолета находится в офисе «Белавиа» в Ереване — выясняет судьбу своего багажа и возможности вылета в Минск. Как сообщил представитель «Белавиа» в Армении Армен Саркисян, некоторые пассажиры вылетят в Минск ближайшим рейсом 14 февраля через Москву. Так собирается, в частности, поступить и гражданка Беларуси Салби Абмарцумян.

Часть пассажиров останется в Ереване до воскресенья — в этот день состоится прямой авиарейс в Минск. Все расходы по пребыванию пассажиров в армянской столице берет на себя «Белавиа».

Три члена экипажа, как сообщили в ереванском представительстве «Белавиа», не пострадали и находятся в настоящее время в одной из гостиниц Еревана. Они уже дали свидетельские показания.

Сразу после катастрофы в аэропорту «Звартноц» были прекращены все рейсы, а прибывавшие самолеты перенаправлялись на другой аэродром. После того, как пожар был потушен, а взлетно-посадочная полоса очищена от разлившегося топлива, «Звартноц» возобновил работу. Вынужденный перерыв составил чуть более семи часов. Сейчас аэропорт работает в обычном режиме.

По факту крушения самолета Главным следственным управлением полиции Армении возбуждено уголовное дело. В причинах же катастрофы будет разбираться специальная комиссия, для работы в которой в Ереван вылетела белорусская делегация во главе с директором Департамента по авиации Минтранса Вадимом Мельником и руководством НАК «Белавиа». К расследованию причин катастрофы также, вероятно, подключатся производители самолета, которые уже поставлены в известность об инциденте, и производители двигателей.

В авиакомпании «Белавиа» создан штаб для координации связи с родственниками и близкими пострадавших.
Контактные телефоны:
В Республике Беларусь
+375-17-279-1151
+375-17-206-6514
В Республике Армения
+ 374-10-577-474

Согласно международным правилам, расследованием причин катастрофы занимается страна, на территории которой произошел инцидент. Армянские специалисты уже начали процесс расшифровки «черных ящиков».

«Мы уже начали процесс расшифровки четырех ящиков. Армения не может самостоятельно осуществить этот процесс, потому что недостаточно хорошо знакома с этой маркой самолета», — сказал начальник Главного управления гражданской авиации Армении (ГУГА) Артем Мовсисян. По его словам, к этому процессу планируется привлечь белорусских и канадских специалистов. «Скорость расшифровки будет зависеть от степени повреждения «черных ящиков», — сказал Мовсисян.

Официальные лица пока даже в качестве предварительных не озвучивают версии причин катастрофы. По словам Мовсесяна, технические данные разбившегося самолета CRJ-100 были в порядке. «Самолет прошел техосмотр в феврале 2008 года, и все его данные были в порядке. Перед вылетом лайнер, как и все остальные борта, прошел визуальный текущий осмотр, в результате которого все основные показатели также находились в нормальном состоянии», — сказал Мовсисян.

Предварительная медэкспертиза состояния здоровья летчиков также не выявила каких-либо отклонений. «Перед вылетом они не употребляли алкоголь», — отметил Мовсисян.

Вместе с тем, начальник ГУГА опроверг информацию о взрыве на борту, отметив, что такое впечатление сложилось у пассажиров вследствие удара самолета о землю.

«Хочу отметить, что с армянской стороны никаких проблем и недостатков не было, в частности, погода была сухая, взлетная полоса не скользила, а видимость составляла 3500 метров», — сказал Мовсисян.

Командир воздушного судна — Шишло Виктор Станиславович, 1958 года рождения, пилот 2-го класса гражданской авиации, стаж работы в гражданской авиации 25 лет. Общий налет — 8986 часов. В качестве командира воздушного судна самолета Ту-154 — 809 часов, CRJ-100 — 461 час.
Второй пилот — Мухин Александр Викторович, 1964 года рождения, пилот 3-го класса гражданской авиации, стаж работы в гражданской авиации 22 года. Общий налет — 9445 часов. В качестве 2-го пилота воздушного судна самолета Ту-154 — 520 часов, CRJ-100 — 425 час.
Бортпроводник — Дрозд Ольга Викторовна, 1982 года рождения, образование — высшее. Общий налет — 801 час. В качестве бортпроводницы воздушного судна самолета CRJ-100 — 320 часов.
 

Давая свою оценку в качестве эксперта в сфере авиации, он отметил, что считает более целесообразным, если бы летчик принял решение об остановке и проверке неполадки. «Однако принятие решения в подобной ситуации во многом может зависеть от показателей бортовых компьютеров и окончательное заключение по ситуации можно будет дать только после расшифровки «черных ящиков», — сказал Мовсисян.

При этом он посоветовал не возлагать вину на производителя или эксплуатирующую компанию. «Я не хотел бы, чтобы мы фиксировались на марке самолета или авиакомпании, что может нанести им ущерб, и предлагаю воздержаться от подобного рода комментариев, поскольку такие инциденты происходят с различными авиакомпаниями и самолетами», — сказал Мовсисян, предложив дождаться результатов экспертизы по расшифровке «черных ящиков».

Самолет CRJ-100LR, производства канадского концерна «Бомбардье» (бортовой номер EW-101PA), был выпущен в 1999 году, двигатели были выпущены в США, эксплуатировался «Белавиа» на принципах лизинга с 22 февраля 2007 года. По словам гендиректора «Белавиа» Анатолия Гусарова, самолет регулярно и в срок проходил техническое обслуживание. Последнее техническое обслуживание самолета было произведено в Дании сертифицированными специалистами. Самолет был рассчитан на 48 мест.

Анатолий Гусаров заявил, что в настоящее время «никто не может сказать даже предположительно о причинах аварии». «Хотя мы больше других заинтересованы, как можно скорее выяснить причины», — добавил он. Гусаров также сообщил, что самолет и его пассажиры были соответствующим образом застрахованы.

«Белавиа» владеет еще одним самолет CRJ, но приостанавливать его эксплуатацию из-за катастрофы в Ереване не будет, заявил заместитель гендиректора авиакомпании Игорь Чергинец. По его словам, рейс Ереван — Минск — Ереван в дальнейшем будет выполняться самолетами марки «Боинг» и CRJ по обычному расписанию: дважды в неделю. Авария самолета CRJ-100LR, по его словам, никак не повлияет на регулярность перелетов.

По словам главного специалиста отдела аэропортов, наземных средств и аэронавигации Департамента по авиации Александра Толстика, самолеты CRJ-100 очень эффективны и востребованы на рынке. «Это очень хорошие самолеты. «Белавиа» закупила два таких самолета, хотели закупить еще один, но его на рынке не оказалось, так как данные авиалайнеры очень востребованы», — подчеркнул представитель департамента по авиации.

По его словам, эти самолеты очень эффективны и экономичны с точки зрения расхода авиационного топлива. Так, за счет эксплуатации двух самолетов CRJ-100, а также «Боингов» «Белавиа» смогла сэкономить несколько тысяч тонн авиационного керосина почти на 7 млрд. рублей. «По всей видимости, теперь придется покупать еще один-два самолета», — сказал представитель департамента по авиации.