В Гималаях пропали два белорусских альпиниста

Они пытались покорить одну из самых недоступных вершин мира…

Два опытнейших белорусских альпиниста — Николай Бандалет и Сергей Белоус — пропали в Гималаях. Уже неделю с ними не удается установить связь…

Николай и Сергей покоряли одну из самых недоступных вершин мира — Тулаги (высота — 7029 метра, расположена в Непале). До сих пор «взять» ее не удавалось еще ни одному человеку. Вообще в команде было четверо — кроме Бандалета и Белоуса, на опасное восхождение решились Сергей Прачаков и Юрий Сушко. Все они входят в минский клуб «Хан-Тенгри», руководителем которого и является Николай Бандалет. Однако 3 мая Прачаков и Сушко отказались от дальнейшего восхождения, 5 мая они покинули Непал.

Белорусский альпинист Николай Бандалет

Николай и Сергей вдвоем продолжили восхождение по южному гребню вершины.

Это была уже вторая попытка Николая Бандалета покорить Тулаги. Первую он предпринял в октябре 2010 года, однако из-за непогоды восхождение не удалось. Вот как описывал сложности той экспедиции сам альпинист: «Маршрут в основном проходил по снегу и льду. Иногда это были обледенелые или засыпанные льдом скалы. В нижней, а иногда в средней части маршрута проблемой являлось наличие большого количества снега очень причудливой формы, сверху покрытого небольшой коркой и рыхлого внутри. Ночевки каждый раз приходилось вырубать среди льда и снега. Очень характерным для стены являлось постоянное нарастание ее крутизны. Начиная с высоты 5900 метров до гребня на 6400 преобладал лед крутизной 60-70 градусов, с отдельными участками до 80 градусов. Еще очень интересным является перемещение по льду, по очень узкому крутому ледовому кулуару, между двумя снежными гребнями. Иногда ширина кулуара была только для того, чтобы вошли плечи. В основном мы находились выше облаков… Даже днем было очень холодно, а ночью температура опускалась до минус 20 градусов».

О ходе майской экспедиции Николай рассказывал по спутниковому телефону, всякий раз говорил, что все идет по плану, настроение бодрое. Однако во время последнего телефонного звонка 8 мая рассказал, что условия прохождения маршрута стали очень тяжелыми: «много снега и он очень сложный — страховаться негде». Во время решающего штурма на высоте более 6000 метров альпинисты «поймали» «холодную ночевку». До самой вершины оставалось две «веревки» — немногим более 100 метров…

Николай Бандалет на вершине Тулаги, октябрь 2010 года

Поиски пропавших белорусских альпинистов начались только 13 мая. Однако в тот день из-за экстремальных погодных условий спасательному вертолету не удалось даже приблизиться к Тулаги. 

«Надежды на благоприятный исход поисков тают с каждым часом, — сокрушается Виктор Лутов, альпинист, мастер спорта международного класса, близкий друг Сергея Белоуса. – Гребень Тулаги очень сложный, он весь состоит из снежных «карнизов», которые легко ломаются. Скорее всего, такой «карниз» и стал роковым для ребят… Ситуация осложняется тем, что в Непале фактически нет квалифицированных альпинистов, готовых придти на помощь терпящим бедствие. Поэтому даже небольшая травма на таком гребне может оказаться опасной для жизни…»

Сейчас усилия по поиску наших пропавших соотечественников координирует Татьяна, жена Николая Бандалета. Только что она связывалась с непальскими спасателями. Ей сообщили, что 15 мая вертолет опять вылетал к вершине. На высоте 6400 метров обнаружена палатка с вещами, от нее — цепочка следов, ведущих на гребень. Альпинистов пока не нашли…

Организация такой поисковой операции обходится чрезвычайно дорого. В ближайшее время мы сообщим номер банковского счета, на который можно будет перевести пожертвования на эти цели.

И пора бы уже подключиться к поиску и спасению белорусских альпинистов нашим властям — Министерству иностранных дел и Министерству по чрезвычайным ситуациям!

Вид на вершину Тулаги с плато

Хронология событий

12 апреля. Команда белорусских альпинистов отправляется в Непал.
21 апреля. Участники экспедиции достигли подножья Тулаги и установили базовый лагерь на высоте 4000 метров справа от моренного озера Dona Tal.
22-23 апреля. Первый акклиматизационный выход, на высоте 4200 метров установлен штурмовой лагерь АВС. Оставив в нем продукты и снаряжение, команда вернулась в базовый лагерь.
25-26 апреля. Второй акклиматизационный выход. Оба дня потрачены на прохождение сложного участка с ледопадом.
27 апреля. Вышли на высоту 5400 метров. Остановились в нижней части плато между вершинами Тулаги и Манаслу под предполагаемым маршрутом восхождения по южному гребню. Начали разведку основного маршрута для штурма с юга вершины. Вернулись в базовый лагерь на отдых.
3 мая. Сергей Прачаков почувствовал недомогание и отказался от штурма. Остальные поднялись в штурмовой лагерь АВС (4250 метров), где Юрий Сушко тоже принял решение не продолжать восхождение.
5 мая. Бандалет и Белоус предприняли попытку восхождения на Тулаги, но не уложились в световой день. Тем временем Прачаков и Сушко покинули Непал и отправились в Минск.
7 мая. Бандалет и Белоус снова вышли на штурм вершины. «Холодная ночевка» на высоте свыше 6 тысяч метров.
8 мая. Бандалет и Белоус продолжили восхождение. В тот же день Николай позвонил жене в Минск и сообщил, что до вершины им осталось «две веревки» (около 100 метров). Больше на связь он не выходил. Местный гид, поднявшийся в основной лагерь по предварительной договоренности с альпинистами, не дождавшись их, свернул основной лагерь.
13 мая. Непальская спасательная компания отправила на поиски вертолет, из-за экстремальных погодных условий подлететь к Тулаги ему не удалось.
15 мая. Вертолет опять отправился на поиски. На высоте 6400 метров обнаружена палатка с вещами, от нее – цепочка следов, ведущих на гребень. Альпинистов не нашли.

Справка Naviny.by.

Николай Бандалет. Мастер спорта по альпинизму. Руководитель минского клуба «Хан-Тенгри». В его активе — более 100 восхождений 5-й и 6-й категории сложности в Крыму, на Кавказе, Тянь-Шане и Памире, покорение пяти вершин-семитысячников: пик Хан-Тенгри (7010 м, 1997 и 2000 гг., Центральный Тянь-Шань), пик Победы (7439 м, 1997 г., Центральный Тянь-Шань), пик Ленина (7134 м, 1998 г., 2008 г., Памир).
Сергей Белоус. Кандидат в мастера спорта по альпинизму. Покорил ряд семитысячников и менее высоких вершин. Участвовал в экспедиции на восьмитысячники Нанга-Парбат и Броуд-Пик (Пакистан).

Николай Бандалет об октябрьской (2010 года) экспедиции на вершину Тулаги:

«Завершилась экспедиция Тулаги-Гималаи. Цель, стоявшая перед спортивным составом экспедиции, была очень простая и достаточно амбициозная - восхождение на один из не многочисленных непокоренных семитысячников в Гималаях, вершину Тулаги (7059м), расположенную вблизи Манаслу (8163м).

Маршрут, по которому белорусские альпинисты штурмовали вершину Тулаги в  2010 году

До восхождения было очень мало известно о вершине. Была всего одна попытка японской команды (9 человек) в 2008 году с северо-запада пройти почти двухкилометровую стену, являющуюся практически продолжением стены восьмитысячника Манаслу (8163 м). После трех недель работы на горе в гималайском стиле (провешивая перила и создавая промежуточные лагеря), японцы отступили, не дойдя до конца стены по вертикали примерно 250 метров. По официальной версии - из-за технической сложности и из-за лавин с плато над стеной. «Обломки» японской машины, начиная от снежных якорей и заканчивая короткими веревками, мы находили под горой. Вот практически и все, что было известно нам о горе.

В силу разных причин (спортивные амбиции, финансы) задачу мы «упростили». Пройти стену мы предполагали втроем (Николай Бандалет, Сергей Нилов и Алексей Корочков) и в альпийском стиле. Но это были планы. До предполагаемого места старта, т.е. места базового лагеря, нужно еще было дойти. От хорошей тропы наверх мы пробивались 11 часов, имея местного проводника. Весь наш груз несли 8 портеров (носильщиков). Здесь мы начинаем понимать фразу нашего прошлогоднего гида (и, кстати, нынешнего) в Гималаях: все непокоренные семитысячники в Гималаях или труднодоступны, или маршруты на них объективно опасны. В эти места местное население заходит крайне редко из-за какой-то редкой травы, растущей здесь. То, по чем мы шли, трудно назвать тропой, но, тем не менее, базовый лагерь был разбит на высоте 3750 м. В этом заслуга нашего гида. Я поставил ему задачу, а он ее выполнял. Базовый лагерь японцев 2008 года был существенно ниже нашего.

В базовом лагере все время находились два непальца: гид и повар. Проплаченный нами обязательный офицер связи в первый и последний раз был замечен нами на брифинге в Министерстве туризма Непала.

После этого мы поставили передовой базовый лагерь на высоте 4000м (одну палатку). Далее мы занесли часть снаряжения под ледник (4500м), откуда собственно и начинается маршрут. Маршрут в основном проходил по снегу и льду. Иногда это были обледенелые или засыпанные льдом скалы. В нижней, а иногда в средней части маршрута, проблемой являлось наличие большого количества снега очень причудливой формы, сверху покрытого небольшой коркой и рыхлого внутри. Ночевки каждый раз приходилось вырубать среди льда и снега.

Ночевка белорусских альпинистов на Тулаги

Очень характерным для стены являлось постоянное нарастание ее крутизны. Начиная с высоты 5900 метров до гребня на 6400, преобладал лед крутизной 60-70 градусов, с отдельными участками до 80 градусов. Еще очень интересным является перемещение по льду, по очень узкому крутому ледовому кулуару, между двумя снежными гребнями. Иногда ширина кулуара была только для того, чтобы вошли плечи.

Исходя из той информации, которой мы обладали, мы ожидали выхода на плато. Но наши ожидания не подтвердились. После четырех дней работы мы вышли на длинный гребень (6400м) и внизу увидели огромное плато (6200-6250), обрамленное тремя вершинами: Манаслу (8163м), пик 29 или Нади Чули (7871м), Тулаги (7059м) и собственно гребнем, на который мы вылезли. Утверждение японцев о лавинах с плато выглядело немножко неправдоподобным. На плато нужно было спускаться метров 150-200. Переночевав на плато и подойдя близко к Тулаги, мы приняли решение не делать попытку восхождения.

Самый простой северный гребень был очень протяженным и сложным. По умолчанию предполагалось во время прохождения стены, что путь на вершину будет не очень сложным (так, по крайней мере, смотрелось на доступных нам фото и так нам очевидно хотелось). А нам ведь надо еще было спуститься со стены к базовому лагерю. После даже успешного восхождения на вершину, учитывая состояние снега и наше предполагаемое состояние, возвращение в базовый лагерь было бы проблематично. Здесь не было возможности уйти на «классику», встретить кого-то на спуске. Ближайшие люди к нам находились под стеной: наши гид и повар.

Спуск с плато до базового лагеря у нас занял два дня. В основном мы находились выше облаков, погода была все время хорошей. Правда у нас даже днем было очень холодно, а ночью температура опускалась до минус 20 градусов. А вот ниже, оказалось, три дня подряд бушевала непогода. Вся нижняя часть маршрута была завалена свежевыпавшим снегом. Аккуратно, иногда вместе с маленькими лавинами, мы спустились до начала маршрута. Здесь нас уже ждали наши непальские друзья. Они по возможности наблюдали нас в бинокль, пришли из базового лагеря и принесли питье - это то, что нам в тот миг больше всего хотелось.

Что ж, на этот раз нам не удалось взойти на вершину Тулаги. Положительный итог экспедиции - прохождение почти двухкилометровой гималайской стены в альпийском стиле, полная разведка путей восхождения на вершину Тулаги с плато. Да и само плато — это просто фантастика!».

 

В статье использованы фото Николая Бандалета с сайта risk.ru