Льгота, как и мафия, бессмертна?

Несмотря на то что Лукашенко в конце апреля все-таки подписал декрет об отмене индивидуальных льгот, их получение отдельными предприятиями...

Несмотря на то что А. Лукашенко в конце апреля все-таки подписал декрет об отмене индивидуальных льгот, их получение отдельными предприятиями по-прежнему возможно. Для этого нужно только обосновать их необходимость.
Можно долго размышлять об источниках "белорусского экономического чуда". Однако очевидно, что без создания особых правил игры для отдельных предприятий репрессивная экономическая политика давно разорила бы большинство национальных промышленных гигантов. Руководители государственных предприятий признают наличие льгот как одного из главных финансовых источников своего выживания (о расширенном воспроизводстве заботится лишь частный бизнес).
В России ситуация несколько другая, там обеспечение равных условий хозяйствования и прозрачность законодательства являются задачами государственной важности. Именно поэтому российская сторона в рамках всех договоренностей о создании единого государства настаивала на принятии нормативного документа, призванного ликвидировать практику предоставления индивидуальных льгот в Беларуси.
Однако его подписание имеет некоторую предысторию.
2 апреля указом президента № 172 "О проведении эксперимента по стимулированию развития промышленного производства" отдельным предприятиям предоставлены налоговые льготы (возможность не перечислять в бюджет суммы налогов, превышающие по объемам налоги, уплаченные в соответствующий период предыдущего года, скорректированные на специальный коэффициент, учитывающий прогнозный индекс цен производителей промышленной продукции на 2002 год и установленное соответствующим органом государственного управления индивидуальное задание по росту объема производства продукции). Перечень предприятий, участвующих в эксперименте, и порядок расчета сумм превышения налогов устанавливаются постановлениями Совета министров по согласованию с президентом.
Этот указ повторяет аналогичный документ прошлого года (указ № 315 от 13 июня). Тогда в подобном эксперименте участвовало более 30 предприятий. В их числе Белорусский металлургический завод, рогачевский "Диапроектор", Брестский электроламповый, Минский автомобильный заводы, Минский механический завод имени С.Вавилова, гомельское производственное объединение "Кристалл", ОАО "Пеленг", "Лента", "Щетка", "Сантеп", "Техноприбор" и ряд других. Без знания конкретных фактов сложно уловить какую-то логику в отборе предприятий. Вероятно, их директора представили лучшие бизнес-планы и получили по ним положительные заключения Министерства экономики, Министерства финансов, соответствующих республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных правительству.
Интересно, что пунктом 3 прошлогоднего указа предписывается "по результатам проведения эксперимента внести в установленном порядке предложение о возможности его продления на 2002 г.". Видимо, результаты были положительными, однако во всех доступных документах, включая указ 2002 года, нет информации об итогах прошлогоднего эксперимента. Его эффективность, как и многое другое в Беларуси (надо полагать, представляющее угрозу национальной безопасности), находится в сфере компетенции людей, имеющих доступ к документам с грифом "Для служебного пользования".
15 апреля этого года указом президента № 207 "О некоторых видах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и уточнении отдельных показателей бюджета Республики Беларусь на 2002 г." установлено, что юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям может оказываться индивидуальная поддержка из республиканского и местных бюджетов в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений.
Подпункт 1.2. этого указа устанавливает, что финансовая помощь предоставляется по решению президента Республики Беларусь в пределах средств, предусмотренных в бюджете, для:
выполнения особо важных государственных программ согласно перечню, ежегодно утверждаемому Советом министров, - в виде субсидий и средств на финансирование капитальных вложений;
ввоза на таможенную территорию Беларуси технологического оборудования и запасных частей к нему для реализации инвестиционных проектов, прошедших государственную экспертизу, - в виде субсидий;
проведения по решению президента Республики Беларусь мероприятий, имеющих важное государственное значение, - в виде субсидий;
достижения иных целей - в виде субсидий и (или) средств на финансирование капитальных вложений.
Финансовая помощь согласно указу может оказываться в пределах сумм уплачиваемых ими в республиканский бюджет налогов, сборов и таможенных платежей, связанных с осуществлением целей, определенных в подпункте 1.2. Т.е. стоит директору доказать важность того или иного бизнес-проекта для целей роста общественного благосостояния в целом - и налоги можно не платить. При этом отмечается, что финансовая помощь может предоставляться одновременно с оказанием иных видов государственной поддержки. Указом уточнены отдельные показатели республиканского бюджета на 2002 г. для оказания государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Таким образом, ни о каких равных условиях речь не идет. Инвестиционные проекты, ввоз технологического оборудования, особо важные государственные программы или "иные цели" - все это в компетенции одного человека, который может менять условия игры так, как ему этого хочется.
19 апреля в соответствии с договоренностями с Россией о создании равных условий хозяйствования А.Лукашенко подписал декрет № 11 "Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". После подстраховки в виде принятия вышеперечисленных документов это не составило особого труда.
Однако если российская сторона предполагала, что содержание декрета будет соответствовать его названию, то она ошибалась. Декрет является таким же противоречивым и абсолютно непрозрачным, как и вся белорусская экономическая политика.
Собственно отмене льгот посвящен только пункт 1, который декларирует отмену предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам. А далее все по второму кругу. Пунктом 2 льготы снова установлены. Только теперь они положены "отдельным категориям налогоплательщиков". При этом "государственная поддержка может быть оказана налогоплательщикам индивидуально в порядке, определяемом президентом", в виде:
изменения установленного законодательством срока уплаты налогов и пени,
нормативного распределения выручки
и в "иных видах" ("по решению президента").
Отсрочка или рассрочка по уплате налогов может быть предоставлена при наличии одного из следующих оснований:
угрозы экономической несостоятельности (банкротства);
задержки финансирования из бюджета, в том числе оплаты выполненного государственного заказа;
если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;
в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
Решения об отсрочке или рассрочке налоговых платежей также осуществляются только по решению президента. Кроме того, по решению президента, в случае угрозы экономической несостоятельности или сезонности производства, отдельным предприятиям может быть предоставлен даже налоговый кредит.
Таким образом, мы видим, что принятие декрета ничего принципиально не поменяло. Директорам нужно лишь попасть в число участников эксперимента, доказать наличие угрозы экономической несостоятельности или иных обстоятельств непреодолимой силы, реализовывать какую-нибудь особо важную государственную программу или просто начать сезонное производство. А в итоге, как и ранее, получать привычные льготы.