Калийная коллизия: в чем соль?



Юлия ШАРОВА



Неделю назад Александр Лукашенко на встрече с генеральным директором "Беларуськалия" Андреем Башурой упомянул основного поставщика белорусского калия на внешние рынки — "Международную калийную компанию" и потребовал здоровой конкуренции. Информация вроде бы из разряда официоза, особого внимания не заслуживает. Но некоторые любопытные обстоятельства заставляют вернуться к теме.





Итак, обо всем по порядку.





Продажа калийных удобрений за границу ежегодно приносит Беларуси, по подсчетам специалистов, до 400 млн. долл. (720 млрд. руб.). Это одна из основных статей нашего экспорта. Не нужно, наверное, объяснять, что это очень прибыльная штука и заниматься непосредственно реализацией такой продукции весьма выгодно.





Единственным таким поставщиком калия из Беларуси на рынки дальнего зарубежья является "Международная калийная компания", которая реализует продукт в 60 стран, в основном в Китай (более чем на 100 млн. долл. в год), Индию, Бразилию. (Сами производители, в частности предприятие "Беларуськалий", по мелочам продают удобрения в Россию, Украину и Прибалтику.) За десять лет своего существования компания смогла увеличить объемы продаж белорусского калия с 2 млн. тонн в год до пяти и поднять цену на треть. Претензий к организации до недавних пор не было, но 18 июля Александр Лукашенко, похоже, заподозрил "Международную калийную компанию" в монополизме и потребовал здоровой конкуренции.





Ненормальна ситуация, когда разница между отпускной ценой на продукцию и той ценой, по которой калий реализуется, достигает 40-45 долларов за тонну. Такое мнение высказал руководитель государства неделю назад. Тут же родилась идея устроить калийной компании аудит и поручить кому-то другому продать пробную партию калийных удобрений (авось получится?), чтобы узнать, не слишком ли много посредник кладет себе в карман.





Впрочем, идея привлечения еще одного посредника вряд ли была спонтанной. Согласно некоторым версиям, на место "альтернативного" реализатора калийных удобрений претендует российская компания "Итера". К слову, об этом официально заявлялось год назад, при оформлении "Итерой" перечня предложений о сотрудничестве с белорусской стороной. В этом перечне нашлось место и "помощи в продаже удобрений на внешних рынках". В интервью "Белорусской деловой газете" генеральный директор "Беларуськалия" Андрей Башура фактически подтвердил то, что конкуренцию "Международной калийной компании" составит "Итера".





Итак, белорусское государство позаботится о разрушении монополии. Но примечательно то, что "Итера" никогда раньше сбытом калия не занималась, и неизвестно, насколько успешно она сможет действовать на столь специфичном рынке. Что-то смущает в этих прожектах создания "здоровой конкуренции". Зачем привлекать непрофессионалов? И с какой стати нужно, чтобы продукция одних и тех же заводов (в данном случае солигорского "Беларуськалия" и гродненского "Азота") на зарубежных рынках конкурировала сама с собой, что сразу потянет цены вниз?





По еще одной версии, которую нам высказали заинтересованные источники в деловых кругах, у белорусского правительства просто нет денег для расчетов с "Итерой" за газ. Скорее всего, россиянам отдадут часть продукции "Беларуськалия" и разница между ценой производителя и ценой реализации пойдет в счет уплаты долга. "Итера", вполне вероятно, сплавит эти удобрения какому-нибудь зарубежному трейдеру, и никто не спросит с нее о разнице цен. Заметим еще, что солигорский завод долгов за энергоносители как раз не имеет, висят они на "Азоте". Выходит, что проблемы по сложившейся в Беларуси традиции перекладывают с больной головы на здоровую.





Как полагают эксперты, появление еще одной организации, занимающейся сбытом калия, больно ударит в первую очередь по производителям. Подобное было в начале 90-х годов, когда этим товаром торговали все кому не лень. Из-за этого цены резко снизились, и чтобы поднять их, потребовалось несколько лет. Вряд ли это в интересах как всего государства, так и производителей продукции. "Беларуськалий" и "Азот" без того страдают от нестабильности внутреннего рынка.





Парадокс: весной, когда наблюдается резкий всплеск спроса, связанный с началом сельскохозяйственного года, и когда товар можно очень выгодно продать за границу, "Азот" полностью прекращает отгрузку удобрений на экспорт. Ведь сначала он обязан обеспечить удобрениями родных крестьян, причем ниже себестоимости и с приличной отсрочкой платежей. На те же трудности жалуется "Беларуськалий". Можно сказать, что живут эти предприятия только экспортом, но кислородную подушку правительство может у них отнять.