Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Банкротство госпредприятий. Топ-10 крупных дел за последний год
    За год в Беларуси открыто больше двадцати новых дел о банкротстве государственных предприятий, имеющих значение для экономики...
  2. Сто дней правительства. Страной рулят банкиры-реформаторы?
    6 апреля исполнилось ровно 100 дней со дня назначения нового руководства правительства и Национального банка…


Экономика

Белорусской экономике дали команду ужаться


Мировой финансовый кризис вынуждает правительство Беларуси идти на непопулярные меры. В частности, премьер-министр Сергей Сидорский внес президенту предложение сократить государственные расходы на 5 трлн. рублей. Официально этот шаг называется превентивной мерой противодействия внешнему финансово-экономическому кризису.

Финансовый кризис: rbc.cruАлександр Лукашенко это предложение поддержал, о чем и сообщил 13 ноября в ходе заседания по вопросам коррупции.

«Предупреждаю губернаторов, мэра Минска и других руководителей ведомств — все, что будет принято в правительстве по сокращению расходов, должно быть принято к неуклонному исполнению», — завил глава государства.

Несмотря на провозглашенный президентом принцип избирательного и рационального подхода при сокращении госрасходов, ужиматься придется всем и везде, где используются государственные средства. В том числе и в социальной сфере, за исключением здравоохранения, не трогать которое поручил лично Лукашенко.

Мало того, что теперь придется заниматься малоприятной работой, повсеместно урезая расходы и экономя каждую копейку, правительству предстоит выполнить и поставленную перед ним президентом весьма непростую задачу — на оставшиеся деньги сделать то, «что надо было сделать с учетом этих пяти триллионов».

«В период кризиса обычно, в первую очередь, сокращают расходы на перспективные проекты, на то, что сможет приносить прибыль лишь в отдаленном будущем, что можно на какое-то время отложить и без чего сегодня можно прожить», — говорит экономист Леонид Злотников.

По его мнению, основной удар придется на непроизводственный сектор, инвестиции в который могут быть вообще приостановлены. Отразится это, в первую очередь, на строительстве, в том числе и жилищном. Предприятиям станет гораздо труднее инвестировать собственные средства в проекты реконструкции и модернизации. Могут сократиться расходы на содержание армии, на поддержку мер экологической безопасности.

Часть пятитриллионной ноши по экономии государственных средств придется на своих плечах вынести и простым белорусам. Как считает Леонид Злотников, замедление темпов роста зарплат, пенсий и социальных выплат фактически неизбежно. «Дело вполне может дойти до понижения реальных доходов населения», — говорит экономист, подчеркивая при этом, что белорусская статистика, конечно, будет рисовать совсем другие картины, но они не будут иметь под собой реального основания.

Если предположить, что испрошенные у России 2 млрд. долларов пойдут на оплату российских же углеводородов, а такой же по объему кредит от МВФ, когда он будет получен, правительство использует в качестве «подушки безопасности», в чем есть большие сомнения, то куда же истратят еще 2,3 млрд. долларов (те самые 5 трлн. рублей)?.

Можно предположить, что тратить их не будут вовсе. 5 трлн. рублей — это та самая дыра, которая уже образовалась в белорусской экономике, и на латание которой денег просто нет.

Но даже шести с хвостиком миллиардов долларов (два кредита + 5 трлн. сэкономленных рублей) недостаточно, чтобы белорусской экономике преодолеть кризисные явления так, чтобы народ не почувствовал этого на себе, считает Леонид Злотников. Вместе с тем, следует отметить, что большинство экстренных мер, принимаемых сегодня государственными экономическими и финансовыми институтами, направлены именно на то, чтобы не ставить под удар население, а точнее — не нагнетать в обществе негативные настроения.

В таких маневрах, конечно, больше политики, чем экономики, и не факт, что эти меры будут иметь стабильно продолжительный положительный эффект.

Еще недавно белорусские власти чуть ли не за собственную дальновидность выдавали неторопливость с формированием в стране фондового рынка и интеграцией отечественной экономики в мировые финансовые схемы. Мол, это уберегло Беларусь от серьезных потрясений, с которыми столкнулись страны Запада и Россия. Но утешением это оказалось слабым. Проблемы возникли в других секторах экономики, которая в силу своей неэффективности и зарегулированности не смогла оперативно отреагировать на новые вызовы.

А между тем президент ставит задачи не просто выстоять, но и сохранить темпы развития.

«Мы должны экспортировать продукцию. Рассказы и сказки о том, что у потребителей нет денег и из-за этого продукцию невозможно реализовать, не нужны. Сегодня достаточно потребителей на зарубежных рынках, которые могут купить нашу продукцию», — заявил Александр Лукашенко 13 ноября.

Подобные формулировки в современных условиях лишь усиливают скепсис относительно намерений властей провести действительно рыночные реформы и отказаться от диктата государства в экономике. Вероятно, правы независимые эксперты, утверждающие, что современный экономический блок белорусского правительства просто в силу собственной некомпетентности и зашоренности не потянет подобные реформы; не сумеет найти оптимальный баланс в управлении экономическими процессами между государством и рынком; не отважится предложить главе государства радикальные меры, которые помогут бороться с кризисными явлениями, но подорвут уверенность населения в способности власти и в дальнейшем обеспечивать высокий уровень экономической стабильности.

В частности, эксперты предрекают неизбежность девальвации белорусского рубля

«Если не провести радикальную девальвацию курса белорусского рубля, то мы не сможем вернуться в ситуацию 1998 года, когда белорусские товары со свистом уходили на российский рынок, потому что были чрезвычайно конкурентоспособны», — отметил на Минском форуме ректор Московской школы бизнеса экономист Павел Данейко.

По его мнению, девальвация позволила бы снять проблемы с платежным балансом и внутренним рынком. «Это, конечно, неприятная новость для нас, но «жизнь в кредит» на ближайшие годы закончилась во всем мире, закончилась она и в Беларуси. Значит, нужно будет стимулировать потребление белорусских товаров, и через девальвацию это вполне возможно», — сказал экономист, по мнению которого сохранить сегодняшний курс доллара возможно, но это потребует привлечения очень больших ресурсов.

А с ними, как известно, в стране напряженка. Национальный банк даже ввел ограничения по покупке валюты субъектами хозяйствования, бросив все силы на удовлетворение спроса населения. В связи с чем у многих белорусских предприятий появились проблемы с авансовыми платежами за поставки импортируемой продукции.

Весьма призрачны надежды правительства и на масштабный приток инвестиций в отечественную экономику. Процесс потепления с Западом и взятый страной курс на экономическую либерализацию, безусловно, должен сыграть в этом вопросе позитивную роль, но все эти расклады сегодня хороши лишь в теории.

Да, интерес к белорусским предприятиям есть и он растет, что отмечает Госкомимущество. Но даже заинтересованным в приходе на белорусский рынок инвесторам сегодня не до наших заводов и фабрик.

«Многие финансовые инвесторы находятся в сложной ситуации, они сами сталкиваются с проблемами, поэтому не согласны вкладывать средства в Беларусь, и не хотят слышать о новых темах», — заявил на Минском форуме директор компании International Trade Marкeting Дирк Трендле.

«Как долго это будет продолжаться? Надеюсь, в следующем году будет лучше, чем сейчас, а до конца года ничего не произойдет», — прогнозирует эксперт. Он также считает, что «белорусскому правительству будет сложно повысить инвестиционный интерес к стране» во время Белорусского инвестиционного форума в Лондоне.

Есть и внутренние сдерживающие факторы — нестабильность законодательства и несовершенство правоприменения. Это на том же Минском форуме отметил советник представительства Международной финансовой корпорации (IFC) Валерий Фадеев. Эксперт также назвал «не всегда обоснованные административные процедуры, большое количество проверок бизнеса, большие штрафные санкции».

Кроме того, Валерий Фадеев высказал замечание к налоговому администрированию, а также среди сдерживающих факторов им были названы «высокая цена» вхождения в бизнес и выхода, зарегулированность ценообразования, недостаточные гарантии прав собственности, высокая степень вмешательства государства в экономические отношения.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Алексей, имейте ввиду , дурилово будет продолжаться бесконечно, а через каждые 20-30 лет будут регулярно устраиваться "перестройки" , "Переломки" и подобное. Расчет на то, что покление людей переживет в сознательном возрасте всего лишь 2 подобных периода и будет надеяться, надеяться. А там уже и на небо пора собираться. Пока сами люди не начнут требовать и участвовать в улучшении своей жизни, а не ждать, когда же она начнется, до тех пор и будет, так как есть сейчас.
  • ты думаешь, что ОН это знает? .... сколько он будет у руля, столько басион ягоны и будем строить.
  • Скажите, когда же будет хорошо ? Все так уже заждались. Так и жизнь пройдёт в бесконечном ожидании.
  • :))
  • Побояним... -"Однажды в телевизоре появился бледный как смерть Министр Финансов и заявил: - Финансовый кризис нас не затронет. Потому что. Я вам точно говорю. Население, знающее толк в заявлениях официальных лиц, выматерилось негромко и отправилось закупать соль, спички и сахар. -На следующий день в телевизоре появился смущенный донельзя Министр Торговли и сказал: - Запасы хлеба и товаров первой необходимости позволяют нам с гордостью утверждать, что голод и товарный дефицит нам не грозит. Вот вам цифры. - Ох! сказало население и докупило еще муку и крупы. -Министр Сельского Хозяйства для убедительности сплясал на трибуне и сказал радостно: - Невиданный урожай! Надежды на экспорт! Возрождаемся! Закрома трещат! - Во даже как! ужаснулось население и побежало конвертировать сбережения в иностранную валюту. - Цены на недвижимость упадут! Каждому студенту по пентхаузу! В ближайшем будущем! не поморщившись выпалил Министр Строительства. - Да что ж такое, а? взвыло население и побежало покупать керосин, керосиновые лампы, дрова и уголь. - Современная армия на контрактной основе. Уже завтра. И гранаты новой системы. В мире таких еще нет. солидно сказал Министр Обороны. Ну а чего нам? Денег же тьма тьмущая. Резервы, запасы и вообще профицит. - Мама! - пискнуло население и начало копать землянки. - Все о-фи-ген-но! Вы понимаете?! О-ФИ-ГЕН-НО!!! внушал Президент. Мы уже сегодня могли бы построить коммунизм. Единственное что нас останавливает нам всем станет нефиг делать. Потому можете спать спокойно! Стабильнее не бывает! Пенсионеры покупают икру ведрами! Предвижу качественный скачок, рывок и прыжок. А количественный вообще бег! Семимильными шагами к достатку и процветанию. Карибы становятся ближе. Отсель грозить мы будем миру. По сто тридцать центнеров роз с каждой клумбы. Надои будем вообще сокращать. Коровы не могут таскать вымя. Население возмущено дешевизной. Южная Америка просится в состав нас на правах совхоза. Ура! - Да что ж вы там такое готовите, звери?! закричало население и на всякий случай переоделось во все чистое."
  • уровне