Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Белорусские предприятия вязнут в долгах
    Проблемная задолженность по рублевым кредитам банков достигла максимального за последний год уровня.
  2. Белорусских экспортеров продовольствия призывают выйти из российских окопов
    Минсельхозпрод ставит задачу по кардинальным изменениям экспортных поставок белорусского продовольствия. Главная цель — уйти от зависимости от российского рынка.


Экономика

Олег Цывинский: правильная экономика работает при разных политических режимах


Международный экономический форум в Давосе не только завершился скандалом, но и объявил список лауреатов премии «Молодые глобальные лидеры 2009», среди которых впервые есть и белорус — профессор экономики Йельского университета Олег Цывинский.

«Молодые глобальные лидеры» — своеобразный «кадровый резерв мира»: это 230 ученых, политиков, бизнесменов, представителей медиа и неправительственных организаций из 71 страны. Специальный комитет выбирал лауреатов среди 5000 человек за профессиональные достижения, заслуги перед обществом и потенциал к формированию будущего планеты.

Олег Цывинский. фото Michael Marsland, Yale UniversityВпервые в истории форума молодых лидеров в почетный список включен белорус Олег Цывинский. И хоть напротив фамилии профессора экономики стоит США, гражданство у лауреата белорусское, менять его, к слову, он не собирается.

«Там указана страна, где я сейчас живу и работаю, — уточнил в интервью «Белорусским новостям» Олег Цывинский. — С одной стороны, это хорошо. В США конкуренция выше, чем в маленьких странах. Но, конечно, — эта премия и для Беларуси».

Олегу всего 31 год, но за это время он окончил Белорусский государственный экономический университет и получил степень доктора экономики в Университете Миннесоты. Был профессором в Гарвардском университете и в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе, а сейчас он профессор в Йельском университете. Его фундаментальные труды по теории налогообложения, государственным финансам и макроэкономической политике опубликованы в самых престижных международных академических журналах. Работы Цывинского отмечены многими премиями, включая Премию CAREER Национального научного общества США (самая престижная премия для молодых ученых в США). Он пишет статьи для международных изданий, а также ведет колонку в российской газете «Ведомости».

Включение Цывинского в список «Молодых глобальных лидеров» принесло ему не только красивую строчку в биографии, но и участие во многих проектах.

«Форум молодых лидеров — очень активная группа, которая продвигает много глобальных инициатив: экономическое развитие, борьба с бедностью, улучшение систем здравоохранения. Многие из этих вопросов отталкиваются от экономики, и поэтому, я думаю, у меня будет влиятельный голос. А кроме того — это одна из самых интересных групп людей в мире, каждый из которых обладает огромным потенциалом и уже многого достиг. Политики, спортсмены, интеллектуалы, актеры — просто интересно общаться с людьми, которые определят будущее мира через 5-10 лет», — отмечает Олег Цывинский.

Кроме решения мировых проблем Цывинский ставит своей задачей рассказывать как можно больше о Беларуси: «Беларусь практически не представлена в мировой элите — пожалуй, единственное исключение — это спорт».

Среди номинантов премии «Молодые глобальные лидеры 2009» такие знаменитые люди, как гонщик Формулы-1 Михаэль Шумахер, исполнительный директор сервиса Youtube Чед Харли и другие.

«Попрошу у Майкла Шумахера урок вождения, а у Тайгера Вудса научусь гольфу», — шутит молодой лидер из Беларуси.

Специально для «Белорусских новостей» доктор экономики Олег Цывинский поделился своими мыслями о ситуации в Беларуси.

— Так есть кризис в Беларуси, либо, если верить президенту, его нет и не будет?

— Беларусь затрагивает кризис, как и все другие страны. Наши основные торговые партнеры — как Россия, так и Запад — испытывают жесточайший кризис. У России хватает своих проблем, да и резервы у них не бесконечные. На Западе — кризис будет одним из самых тяжелых за послевоенную историю. Кроме того, Беларуси надо модернизировать экономику, чтобы продолжить высокие темпы экономического роста.

— Если бы вы были министром экономики Беларуси сейчас, какие бы шаги вы сделали и в какую сторону?

— Понятно, что надо либерализировать экономику. Командными и приказными методами с кризисом такого масштаба не справиться. Такие меры только продлевают кризис. Рыночная и свободная экономика, конечно, не без проблем, но это лучшая из систем, которые мы пока изобрели. А если более специфично — перестать удерживать рубль, снижать налоги, снижать административные барьеры для бизнеса, уменьшать роль государства во всех областях.

У меня нет одного совета — магической пули, которая могла бы убить кризис. Правительству надо прислушиваться ко мнению экономистов, как это делается во всем мире. Именно в кризис неправильные решения могут стоить очень дорого.

— А, может, прислушиваться не к кому?

— Как раз-то прислушиваться есть к кому. Есть белорусские экономисты мирового уровня, занимающиеся макроэкономической политикой. Это Михаил Голосов — профессор экономики в Массачусетском технологическом институте (это один из лучших факультетов экономики мира), Игорь Лившиц в Университете Западного Онтарио в Канаде (лучший канадский университет).

— А есть какие-то успехи белорусского правительства во время кризиса, за которые вы готовы если не похвалить, то сказать «спасибо»?

— Правильно, что девальвировали рубль сразу, а не тянули, как Россия. В России из-за плавной девальвации потеряли огромное количество резервов и все равно рубль не удержали. Тоже самое было бы и в Беларуси: потеряли бы все резервы и не удержали бы рубль. Правильно, что взяли кредит у МВФ и России, правильно, что собираются сокращать расходы и секвестрировать бюджет.

— А если говорить о конкретных действиях, о том, что нужно сейчас сделать в Беларуси?

— Я уже писал про это для российской экономики. В данном случае, советы применимы и для Беларуси. Например, снизить налоги. Это более эффективно, чем увеличивать госрасходы. Увеличение госрасходов сегодня в моде по всему миру. В США новый президент планирует потратить 800 млрд. доларов за два года на стимулирование экономики, из них примерно половина пойдет на увеличение госрасходов. Но более эффективным и прозрачным стимулом было бы снижение налогов. Экономические исследования говорят, что в этом случае мультипликативный эффект действительно высокий. Более того, снижение налогов на труд помогает в борьбе с безработицей — одном из основных приоритетов социальной политики (именно поэтому план Обамы подразумевает не только рост госрасходов, но и существенное снижение налогов на труд). Как компенсировать снижение налогов? Снижая рост госрасходов и за счет заимствований. Также не нужно удерживать курс рубля, лучше поддерживать людей напрямую, а не реальный сектор, необходимо избежать протекционизма и повышения импортных пошлин.

— Вы очень хорошо знаете историю мировой экономики и в своих интервью и работах всегда приводите конкретные примеры из истории. С чем сравнима кризисная ситуация в Беларуси?

— Лучшее сравнение дают американские экономисты Кармен Рейнхардт и Кеннет Рогофф. Они проанализировали все значительные кризисы за послевоенное время и в развивающихся и в развитых странах (например, Швеция в 1991 году, Колумбия в 1998 году, Аргентина в 2001 году — всего 25 кризисов). Вот именно такое «срез» кризисов и дает лучшее представление о том, что происходит и что может произойти.

— С какой страной сравнима экономика Беларуси?

— Лучшее сравнение — это, в первую очередь, по ВВП по покупательной способности. По этому показателю Беларусь на 60-м месте в мире с ВВП в 12 000 долларов. Беларусь — страна со средним достатком, где-то на уровне Уругвая. Но в Беларуси значительно выше уровень образования, здравоохранения, чем во многих похожих странах. Поэтому и выше потенциал. Кроме того, мы все-таки в центре Европы, и это оказывает положительное влияние.

— А что принесет кризис Беларуси?

— Экономисты — плохие предсказатели. Единственный более или менее верный прогноз — значительное замедление экономического роста. Беларусь — уже довольно богатая страна. И поэтому без кардинального изменения экономической политики в стороны либерализации роста не будет. Особенно в послекризисный период. Рыночные экономики выйдут из кризиса более «поджарыми» и обновленными, и конкурировать на мировом уровне будет все труднее. Поэтому главный вопрос в том, как сделать экономику более рыночной. Беларусь росла быстро, но с низкого старта и из-за положительных внешних условий (например, высокий рост в России). Теперь и внешние условия ухудшились, и нет преимущества низкого старта. Модернизация невозможна без зарубежных инвестиций. В связи с кризисом объемы зарубежных инвестиций будут намного меньше во всем мире, а особенно в развивающиеся страны. Инвесторы бегут в безопасные активы, и никто не хочет вкладывать в рисковые страны. Поэтому конкуренция за инвестиции тоже обостриться.

— Совсем печально…

— Да нет, не печально. Кризис — как раз есть то время, когда нужно пересмотреть догмы и сделать что-то кардинально новое для страны, вывести ее на новый уровень развития. Пора откровенно сказать о кризисе.

— А это возможно при теперешнем политическом раскладе?

— Экономические принципы и правильная экономическая политика работают при разных политических режимах. То есть, будут работать и у нас.

— То есть, это должен сделать президент?

— И президент, и правительство. Российское правительство уже поняло, что переждать кризис не удастся и старается принимать (не без ошибок) вполне адекватные экономические меры и не отрицать кризис. Я думаю, что в Беларуси такое понимание придет, когда будет ясно, насколько серьезный этот кризис и что шапками его не закидать.

— Вы получили в США отличное образование, опыт работы. Не хотите теперь вернуться в Беларусь?

— Главная проблема в том, что в Беларуси пока нет серьезной экономической науки и условий для работы.

— А свою школу здесь создать не желаете?

— Желание есть. Но, во-первых, создание первоклассной школы мирового уровня требует огромных ресурсов и 10-15 лет. Такие прецеденты есть — Университет Боккони в Италии, например, в который вернулись итальянцы из топовых американских университетов. Российская экономическая школа в Москве — это тоже один из более недавних примеров. Кроме того, пока я довольно молод и, в основном, продвигаю свою научную школу и исследования и меньше занимаюсь администрацией.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева