Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Зачем Беларусь, Россия и Казахстан сыплют песок в колеса евразийской интеграции?
    От отмены торговых барьеров выигрывают потребители, зато бюрократия и руководители теряют инструмент влияния...
  2. Российский кризис угрожает экономической безопасности Беларуси
    Перед отечественной экономикой всё более остро встает проблема диверсификации экспорта…


Экономика

Лукашенко дал отмашку на приток российского капитала?


Похоже, белорусские власти все-таки решились на массовую продажу своих активов. Купить перерабатывающие предприятия Беларуси готов российский капитал.

Молочные заводы — в российские руки


В ходе встречи с министром финансов России Алексеем Кудриным 20 марта премьер-министр Сергей Сидорский заявил, что Беларусь заинтересована в более активной работе российского капитала в стране. По его словам, правительства двух стран «активно работают по вопросу участия российских инвесторов в проектах в перерабатывающей промышленности Беларуси, молочной отрасли».

Фото photo.bymedia.net
Министры финансов России и Беларуси Алексей Кудрин и Андрей Харковец

Это заявление прозвучало на следующий день после переговоров Александра Лукашенко и Дмитрия Медведева в Завидово. По информации газеты «Коммерсант», на этой встрече Москва подняла вопрос о приватизации российским капиталом молокоперерабатывающих предприятий Беларуси и почти его решила. Рабочая группа, которая составит список привлекательных для российского бизнеса объектов, может приступить к работе уже в начале апреля.

Интерес россиян именно к молочной отрасли не случаен, считает руководитель аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико. «Этот вид бизнеса стал очень прибыльным. Каждый литр молока в России дает 1 доллар чистого дохода. Это выше, чем в нефтепереработке. Неудивительно, что российский капитал проявляет интерес к этому бизнесу у нас», — отметил эксперт в интервью «Белорусским новостям».

По его словам, за 2008 год экспорт молокопродуктов принес Беларуси более 1 млрд. долларов, что превышает выручку от продажи тракторов. При этом почти 94% объема экспорта молочных продуктов приходится на Россию, поэтому альянс с российским капиталом выглядит вполне логичным. К тому же это позволит увеличить объемы поставок на соседний рынок.

Впрочем, еще недавно Лукашенко говорил, что не собирается продавать предприятия этой отрасли. «Сегодня приватизируем, продадим переработку, придет этот частник, и в основном не свой, иностранный. И у него что, будет такой же интерес к тем крестьянам, которые будут продавать молоко, мясо? Он что, в кризисной ситуации будет точно так работать, как мы работаем? Нет, нет и еще раз нет», — сказал президент в феврале, посещая могилевское предприятия «Бабушкина крынка».

По его словам, с модернизацией мясомолочной промышленности Беларусь успешно справляется и сама. За последние годы в нее было вложено более 1 млрд. долларов. «Вложили деньги, провели на мировом уровне модернизацию, мы видим свет в конце тоннеля, мы конкурентоспособны. Так зачем какому-то «дяде» мы должны отдавать», — считает Лукашенко.

Впрочем, президент неоднократно говорил и о том, что по дешевке ничего продавать не будет. При этом инвесторы должны выполнять 25 условий, среди которых модернизация, сохранение рабочих мест, социальные программы.

Эксперт Исследовательского центра предпринимательства и менеджмента Александр Чубрик считает, что намерение государства сейчас что-то продать связано с привлечением средств в экономику для поддержания валютного рынка. Он сомневаются, что правительство будет полностью продавать предприятия. «Возможно, доли будут пополам, чтобы не потерять контроль над предприятиями», — отметил он.

Однако продажей одних молочных предприятий дело не ограничится. По информации «Коммерсанта», на днях в Минск отправится вице-премьер правительства России Игорь Сечин, который обсудит «совместные инвестиционные проекты» в нефтяной сфере. Об этом белорусский премьер сегодня также говорил. По его словам, «российские компании в настоящее время изучают предложения белорусской стороны по взаимодействию в проектах нефтехимического комплекса». То есть, инициатива в данном вопросе исходит как раз от белорусской стороны.

Впрочем, предприятия нефтехимии всегда были в сфере интересов россиян. Но всякий раз стороны не приходили к согласию по поводу их продажи.

В ближайшее время «Газпром» также планирует довести свою долю в «Белтрансгазе» до оговоренных 50% акций. Теперь ему принадлежит 37,5%. Согласно договоренностям, выкупить оставшиеся 12,5% газовый монополист должен только в следующем году. Ускорение может быть на руку обеим сторонам. Например, белорусское правительство сможет получить незапланированные, но нужные 625 млн. долларов и тем самым поддержать свои золотовалютные резервы. Стимул досрочно заплатить за оставшиеся акции есть и у «Газпрома». Это позволит ему получить паритет в наблюдательном совете «Белтрансгаза» и влиять на принятие решений.

Сейчас решающий голос остается за белорусами, что не позволяет россиянам отстаивать свои интересы. Например, газовый монополист пока безрезультатно добивается отмены отчислений в инновационный фонд Министерства энергетики.

В неоплатном долгу

Еще одна претензия «Газпрома» к белорусскому правительству, всплывшая после вчерашней встречи двух президентов, касается долга за потребляемый газ в первые два месяца. По информации «Коммерсанта», белорусские власти продолжают платить за газ по прошлогодней цене: 128 долларов вместо 210 долларов за тысячу кубометров. В итоге за первые два месяца Беларусь задолжала «Газпрому» около 70 млн. долларов. Казалось бы мелочь, а неприятно.

В пресс-службе газового монополиста «Белорусским новостям» эту информацию комментировать отказались.

Следует отметить, что цена на газ для Беларуси в течение 2009 года официально пока не называлась. Обе стороны оперируют понятием «среднегодовая цена», объясняя это тем, что в течение года стоимость будет меняться.

В феврале на заседании коллегии Минстройархитектуры премьер-министр Сергей Сидорский заявил, что на 2009 год Беларусь «получила газ на уровне 140-150 долларов за тыс. куб. м и падающую цену», а сами переговоры по цене назвал успешными и очень выгодными для экономики. Чуть позже первый вице-премьер Владимир Семашко выразил надежду, что к концу 2009 года цена упадет до 100 долларов.

Однако падать цена из-за особенностей формулы, привязанной к нефтяным котировкам, должна не раньше второго квартала. А в январе-марте Беларуси нужно было платить по куда более высокой цене. Например, российский посол Александр Суриков в феврале говорил, что в первом квартале она составит «около 200 долларов», а все тот же «Коммерсант», ссылаясь на свои источники, называл 240 долларов.

Однако даже для испытывающей трудности белорусской экономики 70 млн. долларов вряд ли можно назвать обременительными.

Впрочем, это не первый случай, когда между Беларусью и «Газпромом» возникают трения по «мелочам». Похожая ситуация имела место в 2008 году. Тогда в конце июня выяснилось, что во втором квартале 2008 года Беларусь платит по цене первого квартала (119 долларов вместо 128 долларов за тысячу кубометров). Россияне подсчитали, что долг белорусской стороны за квартал набежал на 45 млн. долларов. Причем «Газпром» грозил даже обратиться в суд. Позже конфликт стороны все же урегулировали. Белорусскому правительству пришлось доплатить.

Однако, как рассказал вчера глава «Газпрома» Александр Медведев, переговоры двух президентов в Завидово решили все проблемы. «Мы обо всем договорились и сняли все неувязки», — сообщил он. Но значит ли это, что Беларуси простили долг? Непонятной осталась и схема, по которой Беларусь будет рассчитываться за газ в дальнейшем.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • белорусские власти продолжают платить за газ по прошлогодней цене: 128 долларов вместо 210 долларов за тысячу кубометров. В итоге за первые два месяца Беларусь задолжала «Газпрому» около 70 млн. долларов. Казалось бы мелочь, а неприятно. В пресс-службе газового монополиста «Белорусским новостям» эту информацию комментировать отказались. Действительно мелочь, что здесь комментировать. Только кто скажет, по какой цене всё таки газ-то. Что это за рассуждения чиновников: "примерно 100 долларов... где-то около 200, а может 240" , т.е. "+"v"-" в два раза это нормально?
  • газовый монополист пока безрезультатно добивается отмены отчислений в инновационный фонд Министерство энергетики. :)) - а вот вам "тряпкой по физиономии"