«Гомсельмаш» обвинили в «русификации» белорусских комбайнов

«Белорусы сделали следующее: подняли в Брянске флаг сборочного производства, ничего не собирают, в лучшем случае привинчивают колеса»…

 

В адрес белорусских компаний, завязанных на рынке России, продолжают сыпаться упреки тамошних производителей. Наряду с молочниками, претензии высказывают и производители сельскохозяйственной техники. В частности, в демпинге и нечестных правилах игры «Гомсельмаш» обвинил «Ростсельмаш». Впрочем, в Гомеле с претензиями конкурентов не соглашаются.

В интервью агентству «Интерфакс-Юг» генеральный директор «Ростсельмаша» Валерий Мальцев заявил, что «Гомсельмаш» на своем совместном предприятии в Брянске вместо производства занимается «русификацией белорусских комбайнов». «Белорусы сделали следующее: подняли в Брянске флаг сборочного производства, ничего не собирают, в лучшем случае техника проходит предпродажную подготовку, которая заключается в привинчивании колес и переклеивании наклеек с наименованием техники. После — выдают эту технику за произведенную в России. Соответственно, на нее распространяются дотации — как РФ, так и Беларуси», — отметил гендиректор «Ростсельмаша». Такую ситуацию он считает нечестной, поэтому предлагает «определить статус псевдопроизводства в Брянске».

Еще одна претензия россиян — демпинг со стороны «Гомсельмаша». По словам Валерия Мальцева, белорусские комбайны более конкурентоспособны за счет низкой цены благодаря дотациям правительства. В качестве примера он привел цены, по которым продается аналогичный комбайн на внутреннем рынке и в России: «В текущем году во внутреннем тендере на поставку комбайнов для АПК Беларуси победил «Гомсельмаш». Согласно условиям тендера, они поставят около 2 тыс. комбайнов по цене 5 млн. 957 тыс. за один комбайн на внутренний рынок Беларуси. В то же время, цена продажи в Россию этого самого комбайна в той же самой комплектации составляла 4,65 млн. рублей. Налицо государственная дотация собственного производителя, что позволяет снизить цены на экспорт».

По мнению гендиректора «Ростсельмаша», коль говорится о равноправном партнерстве, то необходимо уравнять внутренние цены и цены, по которым комбайны продаются в Россию.

Кроме того, Валерий Мальцев считает, что сотрудничество между Россией и Беларусью в области поставок сельхозтехники должно строиться по принципу один к одному, «то есть, сколько комбайнов поставили они нам — столько и мы им». Он отметил, что в 2008 году в Беларусь не было поставлено ни одного российского комбайна. В то же время в Россию «Гомсельмаш» продал 777 зерноуборочных комбайнов, более 400 — кормоуборочных. «Очевидна белорусская экспансия», — делает вывод руководитель «Ростсельмаша».

Впрочем, оснований для претензий на «Гомсельмаше» не находят. «Никакого демпинга не было и нет, а наше предприятие не дотируется. Цена реализации нашей сельхозтехники на внутреннем рынке и в России одинаковая. Разница может быть только за счет того, какие двигатели ставятся на ту или иную машину. У нас недоумевают по поводу заявлений гендиректора «Ростсельмаша», — заявил в интервью «БДГ» директор маркетинг-центра предприятия Владимир Фролов.

Стоит отметить, что в феврале 2009 года белорусские власти сделали небольшое послабление по доступу российских комбайнов, приняв решение закупить через систему госзакупок 200 зерноуборочных машин «Ростельмаш». Однако, как полагают эксперты, это было сделано исключительно для того, чтобы добиться от России расположения, и она распространила бы льготный порядок на весь объем поставляемой из Беларуси техники.

Как раз тогда Беларусь активно добивалась распространения на свои предприятия льгот при госзакупках в России, а также распространения на 11 машиностроительных предприятий (МАЗ, МТЗ, «Гомсельмаша» и т.д.) российских мер господдержки, прежде всего доступа к льготному кредитованию техники через «Росагролизинг». Последний пункт, впрочем, выполнен не был. Что, как полагают эксперты, затормозило и дальнейшие закупки российских комбайнов в Беларуси.

«Беларусь имеет контракт на закупку лишь 30 комбайнов из 200», — сообщил в начале июня ПРАЙМ-ТАСС источник, близкий к правительству России. По его словам, закупка дополнительного объема российской техники может быть сорвана из-за невыполнения «Ростсельмашем» нового условия Беларуси — поставить продукцию до 15 июля, хотя тендерными условиями срок поставки российских комбайнов был обозначен до 15 августа.

При этом Беларусь планирует поставить в этом году в Россию на льготных условиях 14 464 трактора, 1 778 автомобилей МАЗ, 1 197 единиц прицепной техники МАЗ.

В первом квартале 2009 года Россия поставила в Беларусь сельхозтехники на сумму 3,3 млн. долларов, а Беларусь в Россию — на 140,1 млн. долларов.

Впрочем, других крупных рынков сбыта, кроме российского, у промышленных предприятий Беларуси нет. По мнению российского посла Александра Сурикова, белорусская сборка вряд ли сможет уцелеть без рынка России. «Беларусь была «задумана» как сборочный цех СССР, и российский рынок остается главным для ее промышленной продукции, поэтому российские компании заинтересованы в сохранении белорусских предприятий. Ведь европейские рынки не готовы принять белорусские товары», — сказал дипломат в интервью российской газете «Время новостей».

Но отказываться от поддержки производителей белорусское правительство не намерено. А потому можно не сомневаться, что количество упреков в их адрес со стороны конкурентов из России будет лишь нарастать.