Госпрограммы — черная дыра белорусского бюджета

Другого пути, кроме как прибегнуть к эмиссионному финансированию госпрограмм, пусть и в меньших масштабах, чем раньше, у власти нет…

Встречаясь недавно с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, Александр Лукашенко подверг жесткой критике реализацию ряда госпрограмм. Главу государства возмутило нерациональное расходование бюджетных средств, и он потребовал прекратить разбазаривание казны.

Однако эксперты сомневаются, что разнос, устроенный правительству, серьезно скажется на эффективности выполнения госпрограмм. По словам аналитиков, пока не будет серьезного аудита госпрограмм и не произойдет смена собственников на многих предприятиях, бюджетные средства по-прежнему будут зарываться в землю.

На встрече с Мясниковичем глава государства был явно не в духе, что и понятно. «У нас порой наблюдается полный разбой в реализации тех или иных государственных программ. Я уже приводил пример могилевской автодороги, которую строят, наверное, уже лет пять. Я неделю назад еще раз посмотрел эту дорогу. Форменное безобразие! Это памятник преступлений. Это можно занести в актив, что там просто преступно тратятся деньги, — возмущался Лукашенко. — Этот разбой проектировщиков и строителей прекратить!».

Нет сомнений, что президент в курсе, как обстоят дела в части выполнения госпрограмм: огромные средства, которые вливаются в экономику, не приносят ожидаемой отдачи, а, попросту говоря, проедаются. Об этом заявляли и в Минфине, и правительстве. Только, видимо, ситуация кардинальным образом не меняется. А это тормозит развитие отраслей экономики, считают власти.

Многие эксперты разделяют мнение властей о необходимости госпрограмм, призванных не только поддержать отрасли, но и вывести их на новый уровень.

«При нынешней структуре экономики госпрограммы, безусловно, нужны. Например, такие важные для страны отрасли, как строительство и сельское хозяйство, необходимо поддерживать и финансировать. Иначе они развалятся», — подчеркивает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.

Но государство само себя загнало в угол политикой бездумной финансовой благотворительности. Пытаясь помочь госсектору развиваться через реализацию госпрограмм, власти подсадили многие предприятия на льготную кредитную иглу, с которой те и не собираются слезать.

В правительстве этого и не отрицают. У высоких чиновников полно реальных примеров, когда руководители предприятий, потратив дешевые средства, просили отсрочку в погашении льготных кредитов и нередко этого добивались. Более того, есть случаи, когда заемные средства государство само погашало, а проевшее их предприятие получало новое финансирование.

По словам руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, налицо результат успешного лоббизма, который сегодня во многом определяет не только то, какие госпрограммы реализуются, но и особенности их финансирования.

А деньги проедаются между тем немалые, что подтвердило исследование, проведенное экспертами Центра аналитических инициатив ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество Либеральный клуб». Причем впечатляет динамика роста как количества самих госпрограмм, так и средств, выделяемых на их реализацию из республиканского бюджета.

Так, если в 2003 году из республиканского бюджета финансировалась реализация 22 программ, то 2012 году — уже 79. В 2003 году на финансирование госпрограмм из республиканского бюджета было выделено 0,4 трлн. рублей, а уже в 2006 году расходы выросли почти в 8 раз — до 3,1 трлн. рублей. В 2010 году расходы составили 9,3 трлн. рублей, в 2011-м — 9,7 трлн. рублей, а в текущем году планируется направить из бюджета ни много, ни мало 16,3 трлн. рублей!

Отчасти динамику роста финансирования можно объяснить инфляционно-девальвационными процессами. Однако, росла и доля затрат на госпрограммы из бюджета, констатируют эксперты. Если в 2003 году затраты на госпрограммы составляли 6,1% расходов республиканского бюджета, то последние два года — более 24%. Только в текущем году эта доля будет снижена до 17,6%.

При этом, как и в прошлые годы, правительство продолжит практику субсидирования процентных ставок по кредитам. В 2012 году на эти цели будет направлено 11 трлн. рублей. По оценкам Минфина, это позволит субсидировать предоставление экономике кредитов на 35 трлн. рублей.

Но каковы результаты этих вливаний? Возьмем самую затратную отрасль — сельское хозяйство. По словам Мясниковича, экономика отрасли не выдерживает никакой критики.

«Структура инвестпортфеля такова, что значительную его часть составляют кредитные ресурсы национальной банковской системы. Если сюда не идут инвесторы, значит, проекты неэффективные или низкоэффективные, неинтересные. То, что делается, делается за счет госпрограмм, и эффективность от этого страдает», — негодовал глава правительства в конце января текущего года.

При этом сельское хозяйство продолжает оставаться в долгах как в шелках. Системных обязательств, по данным на 1 января, было накоплено на 60 трлн. рублей, в том числе просроченных — около 4,5 трлн. рублей.

«Даже если ожидаемая выручка в 2012 году составит около 47-47,5 трлн. рублей, надо полтора года работать, ничего при этом не приобретая и не тратя», — так оценил финансовое состояние отрасли Мясникович. К столь плачевному резюме и добавить нечего.

Власти пытаются исправить ситуацию. Именно в этих целях в нынешнем году наконец-то заработал Банк развития. Ожидается, что он станет головным банком по всем госпрограммам в стране и будет обеспечивать проведение экспертиз, конкурсных отборов проектов для финансирования наиболее эффективных из них.

Правда, пока к работе Банка развития много вопросов. Хотя и независимые эксперты отмечают, что необходим аудит госпрограмм. «Необходимо исключить программы, которые неактуальны либо не выполняются. Это позволит сэкономить средства», — констатирует экономист Антон Болточко.

Также, по словам эксперта, необходимо использовать критерии оценки эффективности госпрограмм, определить сроки выполнения, назначить лиц, лично ответственных за выполнение, и строго наказывать за провал.

Банком развития власти не ограничились. Правительство клятвенно пообещало, что ни одного эмиссионного рубля Нацбанка на кредитование госпрограмм в этом году направляться не будет. Именно эмиссионное кредитование эксперты называют в качестве одной из причин роста инфляции и кризиса в стране.

Однако Александр Швец сомневается, что государство откажется от соблазна включать печатный станок для финансирования госпрограмм.

«На мой взгляд, другого пути, кроме как прибегнуть к эмиссионному финансированию госпрограмм, пусть и в меньших масштабах, чем раньше, у власти нет. Других источников, чтобы поддержать такие отрасли, как строительство и сельское хозяйство, нет, — отметил эксперт. — И выходит, что, несмотря на все отрицательные последствия, лучше напечатать деньги, чем положить отрасли».

Хотя, подчеркивает Швец, государству ничего не мешает задействовать другие инструменты повышения эффективности работы субъектов хозяйствования.

По его словам, правительству лучше досконально разобраться со всеми предприятиями, находящимися в госсобственности, и определиться, где государство может и должно быть собственником, а где у него это не получится, как ни старайся.

«Надо смелее находить новых собственников, проследить, чтобы они выполняли декларированные инвестпрограммы. А когда возрастет в целом эффективность работы отраслей, то возрастет и эффективность реализации госпрограмм. Иными словами, надо создать прозрачную эффективную приватизационную программу. Но таких шагов со стороны власти не видно», — констатировал Швец.


  • "А когда возрастет в целом эффективность работы отраслей, то возрастет и эффективность реализации госпрограмм." гыгыгы.... в ваших щаловливых ручках, только эффективность вашего личного благосостояния может возрасти...