Власти сделали ставку на внутреннюю девальвацию

Внутренняя девальвация подразумевает снижение реальных доходов населения, снижение ВВП, а не снижение курса белорусского рубля…

В текущем году власти делают ставку на внутреннюю девальвацию. Именно такое впечатление сложилось у белорусских экономистов после недавней встречи с руководством Нацбанка, на которой обсуждалась ситуация на денежном рынке.


Одними из первых ощутили снижение внутреннего спроса торговцы ширпотребом.

Курс удержат, зарплатами пожертвуют

Стоит отметить, что после прихода Павла Каллаура на должность председателя правления Нацбанка формат взаимодействия белорусского центробанка с общественностью был пересмотрен.

Если во времена Надежды Ермаковой Нацбанк практически ни с кем не делился своими планами, то пришедший ей на смену Каллаур отказался от былой информационной закрытости, и руководство Нацбанка стало регулярно встречаться с белорусскими экономистами.

Первая встреча с экспертами состоялась в конце января, в феврале Павел Каллаур общался с экономистами на заседании Консультативного совета при Нацбанке. В марте, как удалось выяснить БелаПАН, белорусских экономистов принимал зампред Нацбанка Сергей Калечиц, член правления Дмитрий Калечиц, по ходу разговора к участникам дискуссии присоединился первый зампред Нацбанка Тарас Надольный.

По словам экономистов, представители Нацбанка во время мартовской встречи констатировали, что в текущем году собираются идти на снижение внутреннего спроса. Кроме этого, представители Нацбанка дали понять, что допускают в нынешнем году и снижение ВВП, но не стали уточнять, о каком порядке цифр идет речь.

Из вышесказанного экономисты сделали вывод, что в текущем году в стране может наблюдаться так называемая внутренняя девальвация.

«В 2015 году, скорее всего, будет иметь место внутренняя девальвация, которая подразумевает снижение реальных доходов населения, снижение ВВП, а не внешняя девальвации, которая выражается в снижении курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам», — считает финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

Экономист предполагает, что январские данные о снижении ВВП и реальных доходов населения — только первые проявления той политики, которая сейчас реализуется.

«В январе статистика зафиксировала и снижение ВВП, и снижение реальных зарплат, и, похоже, у этого тренда будет продолжение», — прогнозирует Александр Муха.

По мнению экспертов, выбор в пользу внутренней девальвации сделан для сокращения внутреннего спроса на импорт и издержек предприятий на труд. Еще один плюс с позиции государства внутренней девальвации заключается в том, что этот механизм (в отличие от девальвации курса рубля по отношению к иностранным валютам) позволяет ограничить инфляционные процессы в стране.

«По оценкам Нацбанка, в текущем году влияние девальвации на инфляцию составит 0,4-0,5 процентного пункта. Таким образом, при 40-процентной девальвации белорусского рубля, которая практически уже состоялась, инфляция должна составить 16-20%. Дальнейшее ослабление курса рубля могло бы привести к ускорению инфляции, однако Нацбанк допускать этого не хочет», — констатирует Александр Муха.

Политические риски экономической политики

Независимые эксперты, принимающие участие во встречах, которые организует Нацбанк, полагают, что курс на ограничение внутреннего спроса — адекватная реакция властей в условиях существующей структуры белорусской экономики.

«Мы не прошли через структурные реформы, поэтому стимулирование внутреннего спроса традиционно порождает «дыру» в платежном балансе, которую в последние годы мы закрывали, наращивая госдолг», — напоминает старший аналитик Forex Club в Беларуси Валерий Полховский.

По мнению экономиста, главная проблема нынешней модели белорусской экономики состоит в низкой конкурентоспособности предприятий на внешних рынках, и с этой точки зрения политику правительства и Нацбанка по ограничению внутреннего спроса можно понять.

Что можно предложить взамен этой политики при сохранении нынешней структуры белорусской экономики?

Как полагает Валерий Полховский, «стимулирование экономики за счет внутреннего спроса, как делалось ранее, может дать краткосрочный положительный эффект в виде роста доходов населения в 2015-м, но 2016-й при таком сценарии может повторить 2011-й».

Сегодня уже можно констатировать, что политика правительства и Нацбанка, направленная на ограничение кредитования, доходов населения позволила обеспечить относительную макроэкономическую стабильность в стране.

На финансовом рынке ситуация успокоилась и в феврале наблюдался рост рублевых депозитов населения, физлица продавали иностранной валюты больше, чем покупали. А ведь еще в декабре ситуация на денежном рынке была противоположной.

Однако стабильности политическому руководству Беларуси мало, поэтому на совещании в конце февраля Александр Лукашенко выражал недовольство результатами той экономической политики, которую проводит правительство и Нацбанк.

«В целом экономика не растет. Отстает промышленность, увеличиваются запасы на складах и взаимные неплатежи... И все это начинает сказываться на людях. Реальные доходы не растут», — констатировал Александр Лукашенко.

Белорусские экономисты напоминают, что глава государства ранее лично санкционировал замораживание доходов населения в 2015 году. «Нам главное сохранить тот уровень (благосостояния), который есть на сегодняшний день», — ставил задачу перед правительством Александр Лукашенко в ноябре 2014 года.

Похоже, грядущая избирательная кампания уже дает о себе знать, и поэтому риторика руководства страны относительно политики зарплат меняется.

Белорусские экономисты в этой связи не исключают, что упомянутая выше политика правительства и Нацбанка может быть в конечном счете на какой-то промежуток времени пересмотрена ввиду запланированных на 2015 год президентских выборов.

«Политика ограничения доходов населения в 2015 году ранее была поддержана Александром Лукашенко. Вопрос сегодня состоит в том, до какого значения власти будут зажимать пояса. На этом пути существует предел, поскольку недовольство граждан, вызванное низким уровнем доходов, может влиять на электоральный рейтинг действующей власти», — отметил в комментарии для БелаПАН экономист Антон Болточко.


  • представители Нацбанка во время мартовской встречи констатировали, что в текущем году собираются идти на снижение внутреннего спроса. Кроме этого, представители Нацбанка дали понять, что допускают в нынешнем году и снижение ВВП, но не стали уточнять, о каком порядке цифр идет речь. Читать полностью:https://naviny.by/rubrics/economic/2015/03/13/ic_articles_113_188433/ . === Снижение внутреннего спроса пропорционален и почти равен снижению ВВП и пропорционально зависим от инфляции (правительственного воровства из кошелька у населения). Если в среднем с прошлых выборов Ермошиной-Лозовик рост инфляции составил одну треть, то ВВП и зарплата могут также снизится на треть. А остальное - считайте сами под личные инфляционные и зарплатные составляющие. И генерал-губернаторы с верховным главнокомандующим "именем революции" вам в помощь.