Новая директива не станет спасательным кругом для бизнеса

Если ничего не менять в экономической политике, то в чем смысл модернизации указов и директив?

Более 60% предпринимателей, опрошенных исследовательским центром ИПМ, заявляют об ухудшении своего экономического положения. Смогут ли меры, предложенные в новой директиве о развитии предпринимательства, стать спасательным кругом для бизнеса?

Предприниматели: работать стало сложнее

Предприниматели, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, указывают на серьезное ухудшение своего экономического положения в последний год, показывает опрос, проведенный исследовательским центром ИПМ, презентация которого состоялась 29 мая на конференции «Минск после Риги: форум о реформах, или как Беларуси адаптироваться и развиваться в новых региональных контекстах?».

Положение своего предприятия оценивают как хорошее 21,8% респондентов, 29,8% назвали его плохим. Вариант «ни хорошее, ни плохое» оказался самым популярным: так ответили около 50% опрошенных. 

 

Комментируя результаты исследования, председатель наблюдательного совета исследовательского центра ИПМ Игорь Пелипась отметил, что если в прошлом году на ухудшение своего экономического положения указывали около 30% респондентов, то в этом году — 60,3%.

О том, что за прошедший год условия ведения бизнеса в Беларуси улучшились, заявили только 7,7% респондентов. 68,3% участников опроса фиксируют их ухудшение, 24% отметили, что ситуация не изменилась. 

 

Предпринимателям предлагалось также оценить по пятибалльной шкале степень интенсивности диалога бизнеса и власти. Относительное большинство — 41,6% — поставило три балла. Очень низкой активность диалога посчитали 15,9% респондентов, очень высокой — 3,1%.

«Если обобщенно характеризовать положение предпринимателей, можно сказать, что за год оно несколько ухудшилось. Необходимо иметь в виду, что позиция малого и среднего бизнеса отражена на середину апреля — май 2015 года», — отметил Игорь Пелипась.

Условия для бизнеса лучше не становятся

Власти то и дело говорят, что активно занимаются вопросами улучшения условий для предпринимательства, но бизнес этого не чувствует так, как хотелось бы. О том, что «значительно ухудшились» условия ведения предпринимательской деятельности за год, заявили 24,8% опрошенных, «несколько ухудшились» — 43,5%. 

 

Между тем 22,8% предпринимателей «скорее отрицательно», а 22,1% «скорее положительно» оценивают действия правительства по созданию равных условий ведения бизнеса и обеспечение развития добросовестной конкуренции субъектов хозяйствования независимо от формы собственности.

Результаты опроса Игорь Пелипась назвал «тревожным звонком». Принятые меры по развитию частной собственности, защите права собственности и пользования имуществом оценивают «скорее отрицательно» 20,7% опрошенных, «скорее положительно» — 25,2%, а 45,4% считают, что они не оказали никакого влияния.

Наиболее позитивно усилия государства оцениваются в части ликвидации излишних административных барьеров. Так, «скорее отрицательно» оценивает деятельность в этом направлении 14,7% опрошенных, «скорее положительно» — 29,8%, а 43.3% считают, что это не повлияло на предпринимательскую среду.

Директивы предпринимателям не помогают

Один из явных способов поддержки предпринимательства в Беларуси — президентские директивы, одна из которых вот-вот появится в обновленном виде. Проект директивы президента «О дополнительных мерах по развитию предпринимательской инициативы и стимулированию деловой активности в Республике Беларусь» одобрен по итогам рассмотрения 26 мая на заседании в Совете министров. В ближайшее время проект документа будет направлен на рассмотрение президенту.

Председатель Минского столичного союза предпринимателей Владимир Карягин обратил внимание на то, что правительство рассматривает малый и средний бизнес как один из драйверов роста в программе социально-экономического развития на 2016-2020 годы.

Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин выделил в проекте новой директивы о поддержке предпринимательства два принципиально новых момента: намерение разделить функции государства как регулятора и как собственника, а также нарастить базу собственности малого бизнеса.

«Малая приватизация будет развиваться, если появится перечень критериев, при выполнении которых предпринимателю не может быть отказано в приобретении арендуемого не менее трех лет госимущества. Этот пункт проекта директивы вызывает колоссальное сопротивление контролирующих органов», — заявил Калинин.

Экономический эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко считает, что проект нового документа фактически повторяет положения директивы № 4, которая была принята в стране в конце 2010 года и полностью не выполнена: «Содержание документов очень похоже. Появление новой директивы — это завуалированный призыв к предпринимателям о поддержке власти».

Кстати, согласно результатам опроса ИПМ, около 40% опрошенных предпринимателей считают, что положения директивы № 4 не выполнены. Противоположной точки зрения придерживаются 26% респондентов. 

 

Председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец обратил внимание на то обстоятельство, что не было проведено анализа причин невыполнения директивы № 4. Некоторые важные для бизнеса положения директивы не только не были выполнены, но и исчезли из новой редакции либо видоизменились «в форму более приемлемую для коллег из госорганов».

Александр Швец считает, что новая директива — это «продукт госаппарата». Причем, после того, как директива заработает, будет необходимо принять ряд других документов. При этом эксперт подчеркнул, что «лучше пусть будет хотя бы декларативный документ, чем не будет никакого».

Александр Швец напомнил, что на уровне правительства ставится задача довести вклад частного бизнеса в ВВП до конца 2015 года до 30%, а до конца 2020-го — до 50%.

«Такие цели можно оценить как положительные, но с нашей точки зрения не прилагаются достаточные усилия для того, чтобы их реализовывать. Находятся более важные и срочные задачи, и развитие частного бизнеса как-то откладывается, — сказал Александр Швец. — Вялотекущим путем, не проводя институциональных преобразований, достичь таких показателей невозможно. Развить частный бизнес можно просто — для этого надо наращивать собственность в руках компаний. Это нужно делать осмотрительно, планово, но безотлагательно».

Эксперт обратил внимание, что в директиве № 4 ставилась «лежащая на поверхности» задача: «Основной вопрос — это собственность. О выкупе предпринимателями арендуемого имущества в госорганах, в частности в Комитете госконтроля, говорят как о продаже зданий и сооружений, которые государство вообще не использует. Бизнес-союзы предлагают расширить этот подход».

Александр Швец с сожалением отметил, что президент в послании к парламент и народу так и не сказал о структурных реформах.

«Каждый из экспертов понимает немножко по-своему эти реформы, однако их необходимость поддерживается большинством. Президент старта этому процессу не дал, при этом правительство решило перезагрузить директивы. Если не была дана команда к модернизации политики, в том числе экономической, в чем смысл модернизации указов и директив?» — задается вопросом Александр Швец.