Другие материалы рубрики «Экономика»

  1. Остаться в живых. Как реальный сектор довели до ручки
    Большинство предприятий не имеют оборотных средств на текущую деятельность и развитие, а банковские кредиты остаются неподъемными.
  2. Правительство больше не отвечает за ВВП?
    Подготовка прогнозных документов социально-экономического развития на будущий год продолжается, и процесс этот носит быстро меняющийся характер.


Экономика

Кому нужны убыточные белорусские колхозы


В Беларуси пытаются продать убыточные колхозы. В Гродненской области, к примеру, заявляют, что есть около 10 предложений от инвесторов. Сирийцы проявили интерес к сельхозпредприятию в Сморгонском районе, литовцы — в Лидском районе, а колхоз в Зельвенском районе, возможно, выкупит белорусское предприятие «Биоком». Впрочем, детали сделок пока не разглашают ни чиновники, ни бизнесмены.



В Гродненской области насчитывается около 150 сельхозпредприятий, примерно треть из них не могут рассчитаться по кредитам. 20 колхозов вообще являются неплатежеспособными. Стоит вопрос об их продаже либо реорганизации, передает БЕЛТА слова главы области Владимира Кравцова.

Чиновник также сообщил, что китайская корпорация предложила купить сразу восемь хозяйств, но поскольку у китайцев «свои подходы к сельскому хозяйству», пока переговоры с ними не ведутся.

А вот сирийские инвесторы уже подготовили бизнес-план по работе СПК «Крево» в Сморгонском районе. Специалист облисполкома Ирина Бышкало уточняет, что по каждому сельхозпредприятию, которое интересует инвесторов, будет принят отдельный указ президента. По словам чиновника, на урегулирование этого вопроса ушло несколько лет.

как сообщил председатель Сморгонского райисполкома Геннадий Хоружик, стоимость активов СПК «Крево» — 62 млрд рублей, 20% от этой суммы инвестор должен будет заплатить сразу.

Сирийские бизнесмены несколько лет назад выкупили в Сморгони здания бывшего хлебозавода, чтобы создать производство сыров и другой молочной продукции. Специалисты подсчитали, что ежедневно такому заводу понадобится до 50 тонн молока. Но действующие в районе СПК не могут в полном объеме обеспечить сырьем новый завод, так как в первую очередь поставляют молоко предприятию «Сморгонские молочные продукты».

Тогда инвесторы начали присматриваться к местным сельхозпредприятиям, выбор пал на Крево. По словам председателя райисполкома, у данного СПК существует задолженность по кредитам, практически нет оборотных средств, по финансовым показателям «Крево» — на предпоследнем месте в районе.

Если инвесторам удастся реализовать бизнес-план, в хозяйстве появится до 2,5 тысячи дойных коров (сейчас — 800). Скот планируют закупать в Германии и Голландии. На протяжении трех лет инвестор обязан сохранить рабочие места для 207 работников СПК.

Среди белорусских предприятий, по словам руководителя Гродненской области Владимира Кравцова, убыточные колхозы готовы купить компании «Конте Спа» (производство чулочно-носочной продукции и трикотажа) и «Биоком» (производство ветеринарной и зоотехнической продукции). Владельцы компаний Валентин Байко и Андрей Павловский входят в топ-200 самых успешных и влиятельных бизнесменов Беларуси. Впрочем, свои колхозы давно есть у лидеров рейтинга — миллионеров Юрия Чижа и Александра Шакутина.

Однако в офисе «Конте СПА» заявили, что пока компания ничего не покупает и дальше разговоров дело не продвинулось.

А вот «Биоком» уже предложил бизнес-план по СПК «Межеричи» в Зельвенском районе. Однако сделка пока также не заключена. Отметим, что в 2014 году чистая прибыль компании «Биоком» составила почти 10,5 млн долларов.

Есть ли интерес к убыточным колхозам у белорусских фермеров?

В облисполкоме заявляют, что опыт передачи СПК фермеру был в Слонимском районе. Но финансовые показатели предприятия после этого практически не улучшились.

В Гродненской областной ассоциации фермеров объясняют, что на сегодня фермеры не в состоянии взять на себя колхозы с многолетними долгами. Даже если банк предоставит кредит, процентная ставка будет на уровне 30%. При таком раскладе выйти на рентабельность крайне сложно. Фермеры готовы взять землю, чтобы развивать производство, но не долги колхозов.

Глеб ШимановичИнтерес иностранных инвесторов во многом будет зависеть от позиции государства, считает экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.

«Про интерес литовских инвесторов к СПК в Лидском районе мы слышим уже лет пять. После того, как Россия ввела санкции на европейские продукты, снова заговорили про инвестиции из Литвы. Но реально за это время ничего не создано, — говорит эксперт. — В Беларуси вообще очень высокая роль государства в развитии сельского хозяйства. С одной стороны, колхозы ежегодно получают субсидии, что является искаженным стимулом для развития предприятия. С другой стороны, государство регулирует цены на продукцию СПК. Конечный потребитель всех этих субсидий — предприятия пищевой промышленности».

В случае, когда СПК является дочерним предприятием молочного завода или мясокомбината, по словам Шимановича, можно ожидать положительного эффекта от инвестиций. «Если непрофильное предприятие приобретает колхоз, вряд ли», — говорит он.

Рост интереса инвесторов к предприятиям сельского хозяйства можно ожидать, если произойдут структурные реформы, считает эксперт. Прежде всего, должна повышаться роль частных предприятий.

«Разговоры об этом ходят давно, но, опять-таки, конкретные шаги если и принимаются, то они непоследовательны. Снижение роли государства в экономике — по-прежнему актуальный вопрос для Беларуси», — подытоживает экономист.

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Верно подмечено. Вначале обанкротят, а потом продают...
  • 20 летняя практика продаж показывает, что предприятия готовят для продажи заранее, посредством менеджерского обесценения и убыточности.
  • Кому нужны убыточные белорусские колхозы \ строителям коммунизма! М. Гарбачоў: «Калі ж на самай справе з пазіцый ПРАЎДЫ і НАВУКІ ўлічваць абставіны таго часу і спецыфіку развіцця і МЕНАВІТА НАШАГА, САВецкага ГРАМадства калі нарэшчэ, правільна акцэнтаваць сапраўдныя вынікі калектывізацыі, то нельга не прыйсці да адназначнага вываду. Калектывізацыя была найвялікшым гістарычным дзеяннем, самым БУЙНЫМ пасля 1917 года САЦЫЯЛЬНЫМ ПАВАРОТАМ. Так, яна праходзіла хваравіта, не без сур"ёзных перагібаў і памылак у метадах і тэмпах. Але без яе далейшы прагрэс нашай краіны быў бы немагчымы». ( «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», с. 35).