Что подорожает после выборов?

Вскоре после 11 октября цены, скорее всего, вновь пойдут в рост. Что подорожает в первую очередь?

Накануне президентских выборов власти всеми правдами и неправдами сдерживают цены, но долго такое продолжаться по объективным причинам не может, и вскоре после 11 октября цены, скорее всего, вновь пойдут в рост. Что подорожает в первую очередь?


Эксперты считают маловероятным повышение в Беларуси цен на автотопливо в ближайшие полгода.

В этом вопросе нам помогли разобраться белорусские экономисты и аналитики: эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко, старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук и аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

Они оценили вероятность подорожания коммунальных услуг, проезда в пассажирском транспорте, продуктов питания, автомобильного топлива и доллара в ближайшие полгода. 100% означает, что товар либо услуга однозначно подорожают. 0% — роста цен ждать не стоит. 

Коммунальные услуги

Большинство опрошенных экспертов сходятся во мнении, что после выборов стоит ждать более быстрого роста цен на жилищно-коммунальные услуги.

Во-первых, согласно указу президента № 550 от 5 декабря 2013 года, ежегодно с 1 января тарифы на коммунальные услуги повышаются в размере, эквивалентном 5 долларам.

Кроме этого, указ предусматривает, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги ежеквартально индексируются в соответствии с темпами роста номинальной зарплаты.

Во-вторых, сейчас белорусские власти ведут переговоры с международными институтами о выделении новых кредитов. В обмен на финансовую помощь и Международный валютный фонд, и Евразийский фонд стабилизации и развития требуют от правительства более быстрыми темпами повышать уровень возмещения населением затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг. Скорее всего, власти возьмут на себя такие обязательства.

Проезд в пассажирском транспорте

С ценами на проезд в пассажирском транспорте ситуация, по мнению экспертов, выглядит аналогичным образом. Более быстрое повышение уровня возмещения затрат — требование международных кредиторов.

«Тарифы на услуги пассажирского транспорта, скорее всего, как заявляло правительство, повысятся в среднем примерно на 30%. Вопрос лишь в том, когда это случится — осенью или в начале следующего года», — полагает Дмитрий Крук.

В свою очередь Антон Болточко связывает повышение цен на проезд в пассажирском транспорте, а также на коммунальные услуги не столько с требованиями кредиторов, которые не всегда выполнялись белорусскими властями, сколько с объективной необходимостью.

«В годовом измерении инфляция остается на достаточно высоком уровне. Для компенсации потерь необходимо пересматривать тарифы, несмотря на сокращение заработной платы. То есть, вероятность пересмотра высокая, но вопрос лишь в размере повышения», — отмечает экономист.

При этом он прогнозирует не резкое увеличение тарифов, а ступенчатое повышение цен на услуги, которые регулируются государством.

Автомобильное топливо

Аналогичного мнения экономист придерживается касательно цен на автомобильное топливо.

«У нас не совсем прямая зависимость стоимости нефтепродуктов на внутреннем рынке от цен на нефть на внешних рынках, поэтому постепенное повышение цен на топливо будет с большой вероятностью. Причина аналогична. Инфляция съедает маржу наших производителей топлива», — полагает Антон Болточко.

Остальные эксперты считают маловероятным повышение цен на автомобильное топливо в ближайшие полгода.

«Нефть в мире подешевела более чем в два раза и сейчас стабильно стоит ниже 50 долларов за баррель. Фиксированные цены, по которым мы покупаем нефть в России, также снижались с лета прошлого года, поэтому без роста мировых цен на нефть нет причин, чтобы дорожали поставки нефти из России в Беларусь и, соответственно, стоимость бензина в нашей стране», — отмечает Вадим Иосуб.

В тоже время, отмечает Дмитрий Крук, прошедшая с начала этого года девальвация белорусского рубля практически полностью компенсировала удешевление нефти.

«Нынешнее соотношение даже позволило концерну «Белнефтехим» ощутимо нарастить рентабельность, поэтому существующий уровень цен на внутреннем рынке их устраивает. Кроме того, если правительство даст отмашку повысить цены на топливо даже на незначимый процент, то это станет импульсом для роста других цен, что для правительства не желательно», — полагает научный сотрудник BEROC.

Александр Муха вообще исключает даже незначительное подорожание цен на топливо в ближайшие полгода.

«Это выглядит абсурдно. Как в таком случае объяснить населению, что в условиях серьезного снижения цен на нефть на международном рынке у нас включается рост, поэтому вряд ли власти пойдут на такой непопулярный шаг как повышение цен на топливо. Тем более, у нас и без того цены на бензин конкурентоспособны, а в отдельных случаях и выше, чем в той же России», — подчеркивает аналитик.

Продукты питания

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что цены на продукты питания в целом будут расти умеренно, по инерции.

«Темп прироста будет в целом сопоставим с той тенденцией, которая имеет место с начала этого года. То есть, будет происходить ползучий рост цен. По 0,5-1% в месяц. Предпосылок для опережающего, взрывного роста я не вижу. При одной оговорке, что власти не будут искусственно смягчать политику», — считает Дмитрий Крук.

«Подорожание продуктов — это их естественное состояние. За исключением отдельных месяцев, когда наблюдается сезонное падение», — добавляет Вадим Иосуб.

При этом отдельные импортные товары могут подорожать в связи с состоявшейся девальвацией белорусского рубля.

«Для импортеров в рублевом выражении происходит удорожание затрат, связанных с покупкой продуктов питания за рубежом. Чтобы не нести убытки, импортеры будут вынуждены повысить цены либо отказаться от поставок с учетом слабого платежеспособного спроса на потребительском рынке», — полагает Александр Муха.

Доллар

Опрошенные эксперты прогнозирует умеренное увеличение курса доллара в ближайшие полгода.

«Это связано с отрицательным сальдо по текущему счету. Пока валюты поступает в страну меньше, чем страна тратит. С целью уравновесить эту ситуацию рубль будет постепенно снижаться, а доллар будет дорожать», — полагает Вадим Иосуб.

Александр Муха также говорит о сдержанном подорожании доллара в ближайшее время. Он не ожидает такого серьезного движения, как было в августе этого года.

«Я не исключаю, что по средним значениям в ближайшие шесть месяцев мы возьмем планку в 18 тысяч рублей за доллар, но не думаю, что мы возьмем планку в 19 тысяч и, тем более, в 20 тысяч рублей за доллар», — говорит аналитик.

В свою очередь Дмитрий Крук считает реальный курс доллара относительно равновесным и не видит предпосылок для существенных изменений до конца этого года.

«Наиболее вероятный прогноз — очень плавная девальвация до 18 тысяч рублей за доллар. При более ощутимых шоках с нефтью и российским рублем курс доллара может повыситься до 19 тысяч рублей», — отмечает научный сотрудник BEROC.


  • Рассуждения как будто выборы переизбрания не влияют на экономику. Хотя в стране многое зависит от первого и министерских фискалов, все же основная руководящая деятельность осуществляется на уровне руководства предприятий, а по предприятиям госсобственности, еще области и района. Что касаемо парламентов страны, респуб- обл- и райсоветов, то они всегда проголосуют за повышение различных трат на себя и даже могут проголосовать за получение зарплат, командировочных и новых льготных кредитов на год и более вперед. Как в Питере 1917.