Что официальный Минск наобещал кредиторам?

Беларусь выразила готовность ограничить расходы на выплату зарплаты, сократить финансирование госпрограмм, а также повысить тарифы на ЖКУ.

Беларусь продолжает плотные контакты с кредиторами. На минувшей неделе белорусская делегация ездила в Ереван, чтобы узнать решение о выделении кредита Евразийским фондом стабилизации и развития. Увы, члены белорусского правительства вернулись в Минск без денег. Поэтому финансовый вопрос перешел на уровень глав государств — 15 декабря ожидается встреча «первых номеров» Беларуси и России.


Не исключено, что выделение кредита ЕФСР будет увязано Москвой с размещением в Беларуси
российской авиабазы.  Коллаж
укроп.org

Решающий визит в Кремль

На фоне переговоров с евразийским фондом продолжаются консультации белорусских властей с Международным валютным фондом. По информации БелаПАН, один из ключевых вопросов, который является предметом наибольших дискуссий между Беларусью и МВФ, заключается в скорости повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Белорусские власти предлагают растянуть этот процесс до 2020 года и повышать тарифы на тепловую энергию, стоимость которой чувствительна для населения, наиболее осторожно. В свою очередь, миссия МВФ, которая находилась в Минске в ноябре, высказывала мнение, что повышать тарифы необходимо быстрее, не растягивая этот процесс на пятилетку.

Что касается переговоров официального Минска с Евразийским фондом стабилизации и развития, то новая кредитная программа Беларуси с ЕФСР, по информации БелаПАН, фактически готова.

Кредитор согласовал с белорусскими властями практически все вопросы новой программы, однако политическое решение о выделении Беларуси денег, на минувшей неделе еще не было принято. Поэтому из Еревана, где 8 декабря проходило заседание совета евразийского фонда, белорусская делегация вернулась с пустыми руками.

Переговоры по евразийскому кредиту, очевидно, будут продолжены на этой неделе. 14 декабря начинается официальный визит Александра Лукашенко в Москву, а на 15 декабря запланирована встреча президентов России и Беларуси.

«Если будет достигнуто положительное решение на политическом уровне, технические вопросы, связанные с выделением Беларуси евразийского кредита, можно решить в течение одного-двух месяцев», — считает эксперт БелаПАН в финансовых кругах.

Условия получения денег

По неофициальной информации, в ходе переговоров с кредиторами Беларусь выразила готовность взять на себя ряд обязательств, а именно — ограничить бюджетные расходы на выплату заработной платы; обеспечить бездефицитность бюджета (в расширенном определении); сократить финансирование госпрограмм, а также повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги.

Что касается повышения тарифов, то планы у белорусских властей следующие: выйти в 2018 году на полное возмещение населением стоимости всех жилищно-коммунальных услуг за исключением тепловой энергии.

Предполагается, что уровень возмещения населением тарифов на отопление и горячее водоснабжение будет расти постепенно и достигнет 30% в 2020 году (на данный момент население покрывает около 15% стоимости тепловой энергии).

Еще одно обязательство перед кредиторами, которое белорусские власти собираются выполнять, состоит в поэтапном сокращении финансирования госпрограмм. По информации БелаПАН, в новой пятилетке белорусское правительство намерено ежегодно вдвое снижать прирост финансирования госпрограмм.

Предполагается, что в 2020 году финансирование госпрограмм будет осуществляться исключительно за счет возврата кредитов, ранее выданных в рамках госпрограмм, то есть дополнительных средств на господдержку экономики выделяться не будет.

Помимо упомянутого существует, по информации БелаПАН, и другое обязательство, которое официальный Минск собирается взять перед кредиторами. Речь идет о том, что Беларусь должна обеспечивать бездефицитность бюджета в расширенном определении.

Что это означает?

Сегодня господдержка экономики осуществляется в Беларуси не только напрямую из бюджета, но и за счет операций, которые в бюджете не отражаются. Так, например, депозиты Министерства финансов, которые размещаются в коммерческих банках, выступают зачастую ресурсами для выдачи кредитов в рамках государственных программ.

Кредиторы настаивают на том, чтобы исполнение бюджета оценивалось с учетом такого рода забалансовых операций. Выполнение этого требования, очевидно, приведет к тому, что канал господдержки экономики будет максимально ограничен.

Зачем Беларуси 5 млрд долларов?

Подписание новых программ с кредиторами может принести Беларуси 5 млрд долларов — кредит в 3 млрд долларов обсуждается с Международным валютным фондом, еще 2 млрд долларов может предоставить Евразийский фонд стабилизации и развития.

«Суммы, о которых идет речь, позволяют увеличить размер золотовалютных резервов и сформировать подушку безопасности на случай разных внешних шоков, связанных, например, с изменением цен на нефть», — считает председатель наблюдательного совета Исследовательского центра ИПМ Игорь Пелипась.

К слову, в минувшую пятницу цена нефти марки Brent опустилась ниже отметки 38 долларов за баррель. В 2016 году, согласно новому прогнозу Международного энергетического агентства, избыточное предложение нефти на мировом рынке сохранится, так что новые внешние шоки для Беларуси возможны.

«Поэтому подушка безопасности требуется. Вторая причина, по которой государство хочет получить новые кредиты, состоит в том, что новая программа с тем же МВФ положительно сказывается на имидже страны, свидетельствует о предсказуемости ее экономической политики. Это теоретически должно способствовать росту деловой активности в стране», — отмечает Пелипась.

По мнению экспертов, условия получения кредитов официальный Минск будет вынужден выполнять хотя бы потому, что определенные реформы в экономике уже давно назрели.

«Пенсионная реформа будет, можно ожидать постепенного повышения пенсионного возраста. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги также, скорее всего, начнут расти быстрее. Принятый на днях закон о занятости, предполагающий переквалификацию работников за счет бюджетных средств, свидетельствует также и о планах по реформированию рынка труда», — полагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Интрига состоит в том, станет ли официальный Минск выполнять политические условия, которые будет выставлять восточный кредитор Беларуси.

«Кредит евразийского фонда Беларусь, скорее всего, получит, вопрос — под какие условия. Остается, в частности, непонятно, удастся ли Москве добиться размещения российской авиабазы на территории Беларуси», — говорит Акулова.

Переговоры, которые проведут «первые номера» Беларуси и России, должны расставить точки над «i» в этом вопросе. Очевидно одно: Москва использует кредит, оказывая психологическое давление на официальный Минск. Во вторник станет известно, удастся ли белорусским властям уйти от дискомфортных условий, которые навязывает Кремль.