«Ждем от Лукашенко подарок на Новый год». Как ипэшники будут работать в 2016-м?

Корреспонденты Naviny.by побывали на рынках в Гомеле, Гродно и Минске. Предприниматели говорят, что обязательная сертификация окончательно убьет их бизнес в Беларуси.

1 января 2016 года может стать черным днем для предпринимателей, которые торгуют обувью и одеждой. С нового года они смогут продавать только сертифицированные товары, иначе им выставят неподъемные штрафы.

Корреспонденты Naviny.by побывали на рынках в Гомеле, Гродно и Минске, чтобы узнать, как ипэшники планируют свою дальнейшую работу. 

 

Предприниматели в Гомеле: забастовок и протестов не объявляем, мы в ожидании

В Гомеле, на Центральном рынке, торговцев одеждой, желающих поговорить о насущных проблемах, найти удалось не сразу. Большинство отказывались от комментариев, отмахивались — мол, никакого смысла в разговорах нет.

Солидарны предприниматели были в том, что с 1 января будут сидеть дома или пойдут на Пролетарскую, где расположена биржа труда.

Индивидуальный предприниматель Татьяна торгует верхней одеждой. Как и у коллег, на её пуховиках и дублёнках прицеплены картонки с надписью «Скидки» — товар куда-то нужно сбыть до Нового года, пока самих ИП не ликвидировали как класс.

«Мы настолько устали. У нас безразличие. Но в глубине души у нас есть надежда, что правительство услышит нас. Мы все равно в ожидании. Мы не объявляем ни забастовок, ни протестов, мы призыва бастовать не слышали», — объяснила настроения на рынке Татьяна.

Её коллеги на это согласно кивали.

Предприниматель уверена, что, если бы документы можно было оформить, то ИП давно бы это сделали, тем более времени было достаточно. С белорусским товаром работать предприниматели не видят особого смысла — в Гомеле хватает магазинов, предлагающих местную продукцию легкой промышленности. 

 

«Сделать сертификаты невозможно. Если бы было можно, мы бы уже давно перестроились, чтобы дамоклов меч этот не висел над нами. В России, где мы берем товар, президент дал зеленый свет развитию малого бизнеса. И если какие-то торговые компании и думали делать сертификаты, то сегодня нам говорят «нет». Не то мы количество покупателей, чтобы они влазили во всё это. Немного белорусов приезжает к ним. У них огромная страна, там у них сертификаты не требуются — так зачем им морочиться по этому поводу?» — говорит Татьяна.

Она считает, что право выбора должно сохраниться за покупателем — брать товар дороже или дешевле, с сертификатом или без. Татьяна уверена, что нововведение приведет к цепной реакции, и много людей останется без работы: дворники и охранники на рынках, перевозчики, туристические фирмы, которые в межсезонье доставляли ИП в Москву и обратно.

«И продуктовые ряды пострадают, несомненно. В городе достаточно торговых объектов, чтобы не ехать специально на рынок за рыбой или колбасой. Это можно и возле дома купить. Так что уйдём мы — уйдут и последние покупатели с рынка», — рассуждает Татьяна.

Директор гомельского Центрального рынка Михаил Асмыкович называет ситуацию безвыходной. Буквально за последнее время более 200 человек подали заявления о расторжении договора аренды с нового года. Всего на рынке, вместе с торговым центром «Виктория», работает более 1200 предпринимателей. 

 

Что будет с рынком, если уйдут люди?

«Если уйдут предприниматели с четвертого сектора (там торгуют одеждой и обувью) будем там, наверное, делать реконструкцию для торговли с автомобилей или строительные роллеты сделаем. По промышленным товарам вопрос стоит очень серьезно, ситуация у нас не очень хорошая, только процентов 30 перестроились, которые или торгуют белорусским товаром, или сделали документы, а остальные имеют проблемы. Они не могут готовить документы, и это понятно: если сделать сертификаты — товар у них не пройдёт по ценовому фактору. Так что голову мы сейчас тоже ломаем, проблема есть», — признает директор рынка.

По его словам, предприниматели готовы ехать в Россию, чтобы там реализовать остатки. «А может у них там в России и получится торговля. Или на выходные будут ездить, как раньше, и торговать», — предполагает Михаил Асмыкович.

Он сочувствует предпринимателям. «Новогоднего настроения у них нет. Столько лет проработали, и какой-никакой доход у них был, сейчас проблемы у людей серьезные. Зарплата у них — коммерческая тайна, но я богатых людей тут не вижу. Только что стоят на ногах, но чтобы кто-то разбогател, такого нет», — добавил директор.

Предприниматели в Гродно: ждем от Лукашенко подарок на Новый год

На Скидельском рынке в Гродно непривычно пусто, особенно, если учесть, что сейчас — канун новогодних праздников. На нижнем уровне примерно треть предпринимателей вообще не вышла на работу. Те, кто продолжают торговлю, настроены крайне пессимистично.

«Посмотрите, людей на рынке совсем нет, — говорит продавец джинсов. — Цены мы опустили максимально — до 200 тысяч, но за день, в лучшем случае, три-четыре пары удается продать». 

 

Многие предприниматели объявили распродажу, ведь в с нового года реализовать вещи без сертификатов будет невозможно. Сапоги предлагают по 350 тысяч, байки — по 200 тысяч, куртки — по 300-700 тысяч, шапки и шарфы — по 50-100 тысяч. Качество товара очень низкое. В торговых центрах на распродаже такие вещи можно купить за ту же сумму. В соседних Польше и Литве покупать вещи по-прежнему выгоднее.

«Люди подходят и спрашивают, когда мы будем бесплатно отдавать товар, мол, все равно в 2016-м нам никто не разрешит продавать без сертификатов, — говорит продавец мужских курток. — Я на рынке с 2002 года. Но не припомню такого падения спроса».

Его соседка по торговому ряду опустила цены на брюки и юбки до 50-100 тысяч рублей.

«Ничего хорошего в новом году мы не ждем, — говорит она. — На отсрочку мы точно не согласны. Сколько можно торговать остатками? Пусть вообще отменяют эти сертификаты! Кому они нужны? У меня за год ни один покупатель не спросил сертификат, людям вообще эти документы не нужны. В России таких требований к предпринимателям нет. Только наш президент душит бизнес». 

 

Что думают покупатели о нововведениях? «Я слышала про эти сертификаты, но не понимаю, для чего они нужны. Цены-то из-за них вырастут! — говорит пенсионерка, которая пришла на рынок за подарками для внуков. — Раньше на Скидельском можно было купить приличные вещи, а сейчас страшно посмотреть на прилавок — все старое, мятое. Продавцы говорят, что это только остатки, новый товар они не везут. Что касается цен, то многие вещи в магазине даже дешевле. Взять, к примеру, колготки. Наши «Конте» и по качеству, и по цене лучше, чем турецкие. Так зачем мне идти на рынок? Я сегодня прошлась, ничего не нашла, поеду в универмаг».

1-го, 2-го и 3-го января на Скидельском рынке в Гродно — выходные дни. После этого многие предприниматели берут бессрочный отпуск. Но некоторые все-таки надеются, что власти повременят со штрафами на товар без документов. И пока не расторгают договор аренды с рынком.

«Мы видим, что предприятия стоят, работы в городе нет, — рассуждает продавец детской одежды. — От знакомой, которая работает в Фонде соцзащиты, я слышала, что денег на пенсии нет даже на два месяца вперед. Я надеюсь, президенту об этом сообщают, и он не будет лишать нас заработка, а бюджет — пополнений. Ждем от Лукашенко подарок на Новый год — пусть отменяет сертификацию». 

 

На рынке горячо обсуждают не только сертификацию, но и тунеядство — как новый статус для предпринимателей.

«Каждый месяц я плачу 5,5 млн. рублей налогов, — говорит продавец обуви. — Если государству не нужны эти деньги, что же я могу поделать? Хотят из меня сделать тунеядца, пожалуйста. Я заплачу 4 млн. в год сбор за тунеядство, пускай подавятся. Как ИП я мог заплатить налогов больше, чем 60 млн. рублей».

Предприниматели в Минске: если сделать сертификат, продукция подорожает в 1,5 раза

20%, 30%, 40% … Скидки — первое, что бросается в глаза на вещевом рынке в Ждановичах. Предприниматели распродают товар перед новым годом. Байку можно приобрести за 350-400 тысяч, джинсы — за 400-500 тысяч, куртку — за 500-800 тысяч, пальто — от 950 тысяч рублей.

Многие сбывают одежду по цене, даже ниже закупочной.

«Лишь бы избавиться от товара», — говорит один из ипэшников. Он, как, впрочем, и все остальные, не хочет называть свое имя. «В нашем государстве — это опасно», — отмечает собеседник.

Он жалуется, что люди практически не покупают товар. «Никто не берет. Зарплаты резко упали. У людей нет денег», — делится наблюдениями предприниматель.

Некоторые его коллеги, наоборот, не обделены вниманием покупателей. Минчане примеряют одежду, договариваются с продавцом о цене и пополняют свой гардероб.

Правда, покупателей на вещевом рынке в воскресный день не очень много, а среди предпринимателей царят пессимистичные настроения. 

 

С1 января 2016 года предприниматели, в большинстве своем, собираются в отпуск. Многие планируют «отдыхать» целый месяц.

«Я буду ждать. Работать по новым условиям я не смогу», — говорит продавец зимних курток.

Его коллега объясняет, что получить сертификат в России, где закупаются почти все белорусские предприниматели, практически невозможно, а делать документы в Беларуси невыгодно.

«Если сделать сертификат, то продукция подорожает в 1,5 раза. Кто ее будет покупать?!» — задается вопросом собеседник.

Предприниматели считают, что государство не хочет их слышать.

«Нас решили сделать крайними. Говорят, у вас левый товар. Но я покупал товар в Таможенном союзе и не покидал его территорию. Какие мне документы предоставили, такие у меня и есть», — говорит продавец зимних курток.

По его мнению, в сертификации импортной одежды вообще нет необходимости.

«Каждый сам себе сертификат. Каждый сам себе определяет безопасность товара. Лежащая у меня бумажка не прибавит уверенности покупателям. Никто в Беларуси не верит бумажкам», — считает предприниматель.

Если государство не пойдет на уступки и не разрешит предпринимателям торговать без сертификатов, то, по их мнению, смысла выходить на работу нет. Некоторые ИП уже продают свои павильоны. По оценке РОО «Перспектива», без работы могут остаться десятки тысяч предпринимателей.


  • Господа корреспонденты, ИСПРАВЬТЕ, ПЖ., ЗАГОЛОВОК НА "«Ждем от Лукашенко подарок на Новый год». Как ипэшники, КОТОРЫЕ ТОРГУЮТ, т.е. перепродают, будут работать в 2016-м?"
  • Наверное, вы понимаете, что есть разные виды деятельности?!