Указ № 222. Предприниматели и вертикаль ждут чуда сверху

Чиновники не в состоянии решить проблемы ИП, президент пока не демонстрирует намерения уступать.

Александр Лукашенко высказался-таки по наболевшей проблеме индивидуальных предпринимателей: мол, ваши «медовые годы» прошли, работайте по документам и не подталкивайте президента к непонятным решениям. Точки над і расставлены?


Стихийный митинг гомельских предпринимателей возле здания облисполкома завершился
переговорами с властями.  

Вряд ли с этим согласятся, например, гомельские предприниматели, спонтанно организовавшие 18 января едва ли не самую многочисленную за последние годы акцию протеста в регионах.

Затем были выступления в Орше, Бресте, Молодечно, Могилеве. Люди хотят работать, но не понимают, как. Местная власть не хочет «раскачивания ситуации», но рычагов влияния на решение вопроса у нее, похоже, нет.

Вертикаль между молотом и наковальней

В первые дни нового года профильные чиновники спрятались за ширму праздника. Пока РОО «Перспектива», отстаивающее интересы малого бизнеса, заявляло о «коллапсе розничного потребительского рынка» и закрытии 90% торговых точек по всей стране, в министерствах торговли, экономики, по налогам и сборам ничего не комментировали, а потом нашли «объяснение»: дескать, предприниматели не работают из-за каникул и нечего нагнетать ситуацию.

Только 6 января начальник управления организации торговли и услуг Минторга Виолетта Брезовская сообщила, что на обследованных по всей стране рынках было закрыто около 68% торговых мест.

Затем 11 января на антикризисном форуме предпринимателей в Минске другой представитель Минторга Андрей Мешков пообещал, что проблему ИП рассмотрят на уровне правительства.

Но совещание в Минэкономики 14 января прошло под покровом секретности, его итоги решили обнародовать только через два дня. Прозвучало несколько обнадеживающих новостей: о том, что налоговики и Госстандарт не планируют массовых проверок ИП, а также о намерении снизить штрафы за нарушение предпринимателями норм техрегламентов Таможенного союза. Но более-менее внятного разъяснения ситуации в целом общественность так и не дождалась.

После того как президент 14 января вдруг позволил себе лирическое отступление и заявил, что «медовые годы» ипэшников позади, чиновники, что вполне понятно, вовсе не брались комментировать тему.

Хотя через несколько дней заместитель председателя Гомельского облисполкома Болеслав Пирштук на встрече с ИП после их акции метко описал состояние, в котором сейчас пребывают представители вертикали: «Кто вам сказал, что мы по разные стороны баррикады? Проблемы малого бизнеса — наша головная боль». В Молодечно же вертикаль сама заранее пришла на встречу с предпринимателями, только бы не допустить их малочисленного шествия к исполкому.

Понятно, что местную власть не радует перспектива потери налогов для бюджета и роста безработицы за счет бывших ИП. Но практически во всех случаях переговоры предпринимателей с местными властями проходят по одной схеме: в исполкоме соглашаются создать рабочую группу для решения вопросов и передать наверх требования с мест. На этом все? Пока да. Дескать, других полномочий нет.

Чего добиваются предпринимательские структуры?

И действительно, проблема упирается в то, что с 1 января в Беларуси действует президентский указ № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». Этот документ обязывает ипэшников иметь сопроводительные документы на товары легпрома, ввезенные из стран Таможенного союза.

Хотя эпопея с введением требований техрегламента Таможенного союза продолжается в нашей стране уже четвертый год (несколько раз власти давали отсрочку), у предпринимательских структур нет единой позиции по наболевшему вопросу сертификатов.

После встречи Александра Лукашенко с ИП на столичном рынке «Экспобел» в марте прошлого года крупные бизнес-союзы (Белорусский союз предпринимателей, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей, Белорусский союз предпринимателей и нанимателей имени Кунявского) выбрали тактику переписки и обсуждений. Никто из лидеров этих объединений публично не требовал отмены указа № 222, они сфокусировались на том, как ИП возможно было бы выполнить нормы указа и остаться в плюсе после нового года.

Такая позиция представляется рациональной, если принять за основу, что президент не станет переигрывать решение.

Объединяющая мелкий бизнес «Перспектива» в этот раз принципиально дистанцировалась от акций протестов.

«Когда мы раньше выходили на площадь, была другая ситуация: тогда не было войны в Украине, не было Майдана», — заявил лидер объединения Анатолий Шумченко на форуме 11 января. По его мнению, необходимо прийти «в мирном правовом статусе к разрешению этой проблемной ситуации». С мероприятия даже попросили удалиться тех, кто призывал выйти с протестом на улицу.

Это выглядит пошаговой стратегией: мы публично отказываемся от активного протеста — вы, чиновники, идете на переговоры — мы вносим предложения — вы продвигаете их наверх. Но в любой момент, мол, ситуация может выйти из-под контроля, так что давайте шевелитесь.

Но и здесь единой позиции нет. Шумченко неоднократно подчеркивал, что «Перспектива» настаивает не столько на отмене указа № 222 и сертификации товаров, сколько на том, чтобы представителей объединения и рядовых ИП включили в состав советов предпринимателей, реально обсуждающих проекты государственных решений, касающихся их деятельности. Вместе с тем, рядовые представители организации на форуме чаще говорили о невозможности работать в нынешних условиях по указу № 222 и громко скандировали: «Отмена!».

Не заладилось и с пошаговым диалогом: представителей «Перспективы» на встречу в Минэкономики 14 января решили не приглашать. А теперь возникли проблемы с организацией очередного форума, который планировался на 25 января: администрации площадок, способных вместить более пятисот потенциальных участников, отказали «Перспективе» после предварительного согласия.

Президента «просто не информируют»

Тем временем череда выступлений ИП в регионах показала, во-первых, насколько болезненна для них ситуация. Во-вторых, стало очевидно, что стихийная тяга к отстаиванию «своей правды» зачастую сильнее желания разбираться в юридической казуистике, даже если она непосредственно касается твоей работы.

Не важно, пробовали они работать с документами или нет, обращались ли в лаборатории для сертификации своего товара, знают ли об алгоритме проверки добросовестности поставщика — их требования категоричны, практически ультимативны.

Так что, остается ждать очередного решения проблемы на уровне президента? По крайней мере, именно такой надеждой были проникнуты самые пламенные речи на предпринимательском форуме. И именно этого ждут в регионах.

Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин предположил, что президент просто не вполне в курсе: «Судя по тому, как Лукашенко высказался об ИП, его не информируют о реальных недоработках чиновников. Его просто не информируют. Дело не в том, что белорусы не хотят соблюдать закон. Вопрос в том, что чиновники не создали нормальные условия, не читали директиву № 4 и не собираются ее соблюдать. В этом большая проблема».

Политолог Валерий Карбалевич считает, что президент свой подход к проблеме ИП уже продемонстрировал, когда подписал еще в 2014 году указ № 222, а затем продлил срок реализации несертифицированных остатков продукции. «Президент реагирует не на слова, а на конкретные действия и предложения», — отметил Карбалевич в комментарии БелаПАН.

При этом эксперт считает эффективность прошедших в регионах акций ИП невысокой.

«Когда в прошлые годы предприниматели выходили на центральный проспект Минска, перекрывали его, вот тогда власти шли им в определенной мере на уступки. Сейчас в столице тихо, а местные чиновники не в состоянии давить на вышестоящую власть», — считает аналитик.