Референдум: как предполагается кроить Конституцию

Сообщение о том, что 8 августа Президент Беларуси в официальном порядке передал Верховному Совету предложение о проведении всенародного референдума, не стало большой неожиданностью. В последнее время А.Лукашенко не раз говорил о возможной тематике вопросов и даже называл дату проведения плебисцита — 7 ноября. (Между тем, напомним, дату референдума, согласно закону, окончательно определяет парламент).


Но даже искушенных политиков поразили сила и натиск, а также темпы подготовки к референдуму. Уже 9 августа в Верховный Совет поступил проект изменений в Конституцию Беларуси относительно Конституционного суда. Предполагается, в частности, формировать КС из двенадцати судей, при этом шестеро из них НАЗНАЧАЮТСЯ Президентом, остальные избираются парламентом. Положение о том, что кандидатура председателя КС вносится на утверждение Верховного Совета, предлагается исключить. Сужается также круг субъектов, которые имеют право обратиться в КС о заключении по поводу того или иного правового акта Основного Закона. Еще более интересным представляется законопроект о порядке вступления в силу изменений и дополнений в Конституцию. Согласно проекту, уже через два месяца после внесения изменений (на референдуме) к присяге должен быть приведен новый состав Конституционного суда.

Несмотря на то, что нечто подобное депутаты Верховного Совета и ожидали, реакция части из них скорее похожа на шок — слишком уж явным выглядит намерение главы государства узурпировать власть и обезопасить себя на будущее, блокировав возможное противодействие со стороны Конституционного суда. Еще большее недоумение у депутатов вызывает предложение о создании двухпалатного парламента. По некоторым сведениям, члены так называемого "сената" в парламенте будут также НАЗНАЧАТЬСЯ Президентом. Роль нижней палаты в таком случае сводится фактически к чисто декоративной, и надобность в избрании нового Верховного Совета для Президента действительно отпадает.

Явно предполагая резко негативную реакцию на предлагаемые изменения в Конституции, по крайней мере со стороны части депутатского корпуса, в государственных СМИ развернули кампанию по дискредитации нынешнего Основного Закона. В статье высокопоставленного юриста из Администрации Президента, опубликованной в "Народной газете", упор делается на то, что в действующей Конституции якобы закрепляется всевластие Советов, а полномочия Президента сильно урезаны по сравнению с законодательной ветвью власти.

Оба утверждения явно не выдерживают критики. Во-первых, на местах правят вовсе не Советы, а президентская "вертикаль". Во-вторых, сам Президент Лукашенко неоднократно подчеркивал, что Конституция дает ему "царские полномочия". Об этом, а также о том, что А.Лукашенко в свое время входил в состав Конституционной комиссии, разрабатывавшей проект ныне действующего Основного Закона, напомнил экс-спикер Верховного Совета М.Гриб, чья подпись стоит под текстом Конституции Республики Беларусь.

Кстати, подписывал Основной Закон тогдашний Председатель ВС не по своей прихоти, а по поручению Верховного Совета в соответствии с законом. Но именно это обстоятельство пытаются использовать сейчас юристы из президентской команды против действующей Конституции, утверждая, что она не может считаться полноценной, поскольку, дескать, не утверждена всем народом.

Стоит обратить внимание на то, что в большинстве стран развитой демократии, начиная с США, конституции разрабатывались и принимались законодателями, избранными и выражающими волю избирателей, а не самими избирателями. Поэтому разработчики ныне действующей Конституции следовали традициям западной и, отчасти, советской демократии, не изобретая, по существу, ничего нового. Референдум же, по мнению большинства политиков и специалистов в области гражданского права, способен отбросить общество назад, во всяком случае — расколоть его.

И на этом фоне довольно зловещий смысл приобретает четвертый вопрос референдума — о смертной казни. Понятно, что большинство населения проголосует за ее сохранение. Но вот кого потом будут казнить?