Демократическим силам Беларуси нужен единый лидер

Поражение на прошедшем 24 ноября республиканском референдуме больно ударило по самолюбию демократических сил Беларуси. Да, можно и нужно говорить о фальсификации итогов всенародного голосования. Но, как гласит пословица, победителей не судят, да и в любом случае около половины населения белорусского государства поддерживает президента Лукашенко.


В то же время, как было отмечено на состоявшемся 1 декабря расширенном заседании политсовета Объединенной гражданской партии (ОГП), первый анализ результатов референдума показал: наибольшая поддержка президенту была оказана в сельских районах республики.

В ряде районов — например, в Ветковском, — за президентский проект Конституции высказались 90 процентов избирателей, проживающих в этом регионе. А в Центральном районе Минска за этот документ проголосовало всего 28 процентов от списочного количества избирателей.

Логический вывод — демократам нужно переносить основную тяжесть черновой работы на периферию.

И еще один урок преподнес референдум — последнюю неделю перед плебисцитом сам Александр Лукашенко исколесил буквально всю страну, собирая народ и выступая перед ним. Лидеры же демократов тем временем сидели в своих кабинетах, в лучшем случае раздавая интервью зарубежным журналистам...

Сейчас необходимо тщательно и скрупулезно проанализировать ситуацию. "Нельзя же в конце концов все время наступать на одни и те же грабли", — заметил по этому поводу депутат Верховного Совета тринадцатого созыва Геннадий Тереня. Но сейчас, пожалуй, не менее важно и определиться, что делать дальше: куда и под какими лозунгами идти?

Судя по настроениям, царившим на заседании политсовета ОГП, в лагере этой политической партии сейчас начинают выкристаллизовываться два подхода.

Первый воплощают собой Станислав Богданкевич и Виктор Гончар. По их мнению, сложившуюся ситуацию нужно рассматривать скорее как благоприятную, нежели пораженческую. Существующий режим полностью проявил себя. Толковых специалистов в команде Лукашенко почти не осталось, кризис в экономике все более обостряется, а потому к весне можно ждать резкого падения жизненного уровня, что вызовет волну забастовочного движения. Используя энергию этой волны, и нужно осуществлять свои цели.

Иную позицию занимают Геннадий Карпенко и Василий Шлындиков.

Они считают, что надеяться на скорый взрыв социальной активности в стране не приходится. Президентская "вертикаль" вышла из референдума на подъеме. Даже те, кто в душе сомневался в успехе этой акции Лукашенко, теперь поверили в его "сверхчеловеческие" возможности и потому будут служить вождю не за страх, а за совесть. Не будет и резкого, обвального роста цен. Экономика республики еще в состоянии в течение двух-трех ближайших лет производить продукцию, а значит — и давать людям работу и зарплату. А коль так, то нужно настраиваться на длительную и кропотливую работу на перспективу.

Единственное, в чем сошлись оппоненты из руководства ОГП, — в необходимости уже в ближайшее время определиться с лидером в стане демократов. Подчеркну: речь идет не о руководителе Объединенной гражданской партии, а о лидере всего демократического движения Беларуси.

По общему мнению участников дискуссии, результаты референдума были бы для демократов намного лучше, если бы у людей был выбор не только по проектам Основного закона, но и по персоналиям. Ведь большинство избирателей голосовало не за Конституцию президента, а конкретно за Лукашенко. И очень часто вопрос ставился так: ну, хорошо, я отдам свой голос против Лукашенко, но кто придет ему на смену?

Люди не видят новых лидеров. Поэтому члены политсовета ОГП единогласно проголосовали за то, чтобы руководство партии оперативно провело переговоры по этому вопросу с другими демократическими силами страны.

По вопросу, что делать ОГП дальше, в ходе дискуссии определились три возможных варианта действий.

Первый — продолжать работу так, будто ничего не произошло, по-прежнему заниматься партийной работой, выходить на митинги и манифестации.

Второй — свернуть на время политическую борьбу, ограничиться участием в акциях протеста только под экономическими лозунгами.

И, наконец, третий — вообще прекратить политическую борьбу с победителями, обратившись одновременно к народу с разъяснением: мы звали вас к нормальной европейской жизни, вы сделали свой выбор не в пользу этой жизни, а потому оставайтесь один на один с президентом. Но при этом считается необходимым, чтобы ОГП каждый месяц готовила обращения к людям с оценкой того, насколько ухудшилась их жизнь.

Однако окончательный вариант действий пока не выработан. Члены политсовета решили вынести обсуждение этой проблемы на совещание более широкого партийного органа — Национального комитета, в который входят около ста человек (в политсовете партии — двадцать членов).

Что касается отношений с Российской Федерацией, то и здесь единой позиции в политсовете ОГП нет. Правда, подавляющее большинство участников заседания согласилось с мнением Станислава Богданкевича о том, что "руководство России предало белорусскую демократию".

Вместе с тем Виктор Гончар и Геннадий Карпенко считают: без поддержки российского руководства борьба с Лукашенко не принесет успеха. По их мысли, Ельцина и Черномырдина нужно убедить в том, что Лукашенко желает через объединительный референдум получить власть не только в Минске, но и в Москве.

Вместе с тем члены политсовета ОГП едины в том, что необходимо незамедлительно крепить связи с российскими демократами — "Яблоком", "Демократическим выбором" и другими. В этом ключе и следует рассматривать уже начавшийся визит в Минск лидеров российской партии экономической свободы Константина Борового.