Другие материалы рубрики «Выборы»

  1. Кто ж его посадит? Он же уже сидит!
    Оппозиция обсуждает вариант выдвижения политзаключенного единым кандидатом на президентских выборах 2015 года…
  2. «Справедливый мир»: о едином кандидате идут разговоры, а не переговоры
    Белорусская партия левых «Справедливый мир» намерена участвовать в переговорах по избранию единого кандидата от оппозиции...


Выборы

Независимому наблюдателю — первый кнут

 

Независимое наблюдение за ходом белорусских выборов всегда было делом неблагодарным. Власти в лучшем случае относились к таким инициативам весьма настороженно, а сообщения о выявленных нарушениях либо отрицали, либо игнорировали. В худшем случае наблюдатели попадали под раздачу: их удаляли с участков, обвиняя в помехах деятельности комиссий, а то и тащили в милицию. Нынешние парламентские выборы тоже будут для независимых внутренних наблюдателей непростым испытанием.

ВыборыПо результатам июньского опроса общественного мнения, проведенного НИСЭПИ, у белорусов повысился интерес к наблюдению за парламентскими выборами. 63,7% опрошенных считают, что независимое наблюдение за ходом выборов содействует их большей честности и объективности, а 52,7% заинтересованы получать от наблюдателей информацию о соблюдении избирательных процедур. Кредит доверия при этом явно больше у независимых наблюдателей — 37,7%, в то время как лишь 6,9% доверяют наблюдателям от власти (у которых, отметим, проблем не возникает, поскольку они «не суют нос куда не надо»).

Что же касается тех, кто «сует нос», то на этих парламентских выборах мониторингом избирательной кампании будут заниматься правозащитники, а непосредственным наблюдением — инициативная группа от оппозиции.


Наблюдение консолидировало силы

Мониторинг избирательной кампании стартовал 21 июня по инициативе «Белорусского Хельсинкского комитета» и не зарегистрированного в Беларуси правозащитного центра «Весна».

«Мы будем наблюдать не только за процедурой голосования и за тем, как тот или иной кандидат каким-либо образом победил в избирательной кампании. Мы будем оценивать не только процедуры, но также — на каком фоне проходит предвыборная кампания», — заявил председатель БХК Олег Гулак.

Мониторинг необходим, но его качество во многом зависит от поведения властей. Нынешние же парламентские выборы будут проходить, судя по всему, в более жестких условиях, чем президентские 2010 года. Если те проходили при политической оттепели, то сейчас у властей курс на закручивание гаек.

Отношения между правозащитниками и властью в рамках наблюдения за выборами будут находиться в пропорциональной зависимости: чем активнее наблюдатели, тем жестче реакция властей.

Помимо мониторинга в работу кампании «Правозащитники за свободные выборы» будут включены анализ ситуации и обзор общественного мнения. Цель — узнать, как граждане воспринимают белорусские выборы.

«Мы анализируем, насколько люди готовы воспринимать выборы как свободный процесс», — поясняет Олег Гулак. Впрочем, уже ясно, что в свободные выборы общество верит все меньше. Согласно результатам июньского опроса НИСЭПИ, лишь 36,8% белорусов думают, что эти выборы будут свободными и справедливыми, тогда как в 2008 году об этом заявляли 45,9%.

Параллельно разворачивает свою работу гражданская кампания «За справедливые выборы», которую возглавляют Сергей Калякин и Виктор Корнеенко. Кампания позволила консолидировать оппозицию: на национальном уровне участвуют 13 политических партий и общественных объединений, а с учетом регионов — 27 организаций.

По словам Сергея Калякина, участники кампании не ограничатся фиксированием нарушений: «В интернете будет вестись кампания по фиксации фактов нарушений, правозащитники будут вести мониторинг выборов. Наша же цель — это кампания активного наблюдения. Мы будем не только фиксировать нарушения, но и пытаться повлиять на практику проведения выборов».

Одна из целей кампании — донести белорусам правду о выборах. «Мы надеемся, граждане задумаются о том, что выборы — это не забава, а событие, которое влияет на их жизнь. Планируем существенно поработать, чтобы за избирательную кампанию выросло не только число наших сторонников, но и тех, кто станет сомневаться в честности выборов», — отметил сопредседатель кампании Виктор Корнеенко.

Надо сказать, что общество все сильнее это осознает: 39,6% опрошенных, по данным НИСЭПИ, не считают белорусские выборы свободными, а 54,5% думают, что исход голосования не зависит от их голоса. Для сравнения: в 2008 году несвободными парламентские выборы считали 34,8% белорусов.

Отметим, что в вопросе наблюдения оппозиция выглядит гораздо более сплоченной, нежели в вопросе участия или бойкота, который внес дополнительный раздрай в ее ряды.


Головой о стену

У белорусских независимых наблюдателей две основных стратегии: донести населению как можно больше информации о нарушениях на выборах и попытаться изменить практику проведения выборов.

Если первую стратегию можно воплотить хотя бы частично, то попытки поменять уклад выборов пока выглядят как пробивание головой стены.

В целом же отметим, что доказать фальсификацию или иные нарушения в белорусских условиях будет непросто, учитывая специфику избирательного законодательства и закрытость работы избирательных комиссий.

Во-вторых, как показывает практика, сигналы о завышении явки избирателей и прочих нарушениях не влияют на решение властей о том, что выборы состоялись.

Также не следует ожидать взрывного эффекта от составляемых постфактум докладов белорусских наблюдателей. Несмотря на то что итоговый отчет кампании «Правозащитники за свободные выборы» показал многочисленные нарушения в ходе президентских выборов 2010 года, реакции властей не последовало, как и открытого возмущения общества.

Подход белорусских властей к избирательному процессу и наблюдению за выборами в какой-то мере зависит от уровня взаимоотношений с Европейским союзом, от ситуаций, когда признание со стороны ЕС важно для внешнеполитических игр Минска.

Сейчас фактор признания белорусских выборов Евросоюзом не имеет для Минска такого значения, как два года назад. Устами главы ЦИК Лидии Ермошиной белорусские власти априори заявили, что негативная оценка проходящих в Беларуси выборов порождается специально обученными чиновниками в кабинетах (видимо брюссельских), а не исходит от международных наблюдателей.

Отметим и такой момент: в борьбе с санкциями у Минска появились союзники на востоке, так что теперь обвинения в недемократичности не так страшны.

Оценить материал:
Средний балл - 3.72 (всего оценок: 14)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • { У белорусских независимых наблюдателей две основных стратегии: донести населению как можно больше информации о нарушениях на выборах и попытаться изменить практику проведения выборов. Если первую стратегию можно воплотить хотя бы частично, то попытки поменять уклад выборов пока выглядят как пробивание головой стены. В целом же отметим, что доказать фальсификацию или иные нарушения в белорусских условиях будет непросто, учитывая специфику избирательного законодательства и закрытость работы избирательных комиссий. ) Вот. Суть и сказана. "Кому-то кем-то чего-то донести". А если инфа невостребована и не требует массового потребителя, которому и так уютно за вечерним сериалом, да провозглашённым сверху сценарием "чарки & шкварки"... ... В этом-то и грусть... ... 2 нет. Мы не в начале 90-х, и тот просвет с возможностью и надеждами давно захлопнут. И научно-исторический подход встречает, конечно, сочувствие небезразличных к этим вопросам людей, но число их всё меньше и меньше... ... :(
  • Пишется: «Устами главы ЦИК Лидии Ермошиной белорусские власти априори заявили, что негативная оценка проходящих в Беларуси выборов порождается специально обученными чиновниками в кабинетах (видимо брюссельских)» Но, оказывается, что невежды в брюссельских кабинетах, отвратительно знают историю Беларуси, абсолютно не зная в каких кабинетах порождена процедура действия малых количеств большевиков с вооруженными отделами по подобию 1917 года, когда по описанию В.Орлова «в Минске 5 (18) снежня 1917 бальшавікі пастанавілі разагнаць «Ўсебеларускі з"езд (кангрэс) (На кангрэс з"ехаліся 1872 дэлегаты з усяго беларускага этнічнага абшару –ад Смаленшчыны да Беласточчыны) з дапамогаю сваіх узброеных аддзелаў (Дэкрэт аб разгоне падпісаў старшыня Савета народных камісараў Заходняй вобласці (так Беларусь называлі бальшавікі) К.Ландар)» и динозавром действующая до настоящего времени? Конечно же Л.Ермошина знает о вооруженных отделах и строго выполняет ритмы «Дэкрэтау старшынь Савета народных камісараў Заходняй вобласці». Что не снимет с нее исторической ответственности.