Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»

  1. Посол Латвии Михаилс Попковс: слово «проблемы» в отношениях с Беларусью уместнее заменить на «потенциал»
    «Беларусь и Латвия по-прежнему являются друг для друга важными внешнеэкономическими партнерами…»
  2. За визитом Лукашенко в Ригу политзаключенные будут следить из-за решетки?
    Белорусские власти полагают, что нет нужды уступать европейцам — те «и сами все дадут»…


Беларусь-ЕС

Лукашенко — Европа: дубль два


На фоне еще лежащего в Беларуси небывало позднего снега Евросоюз и официальный Минск обмениваются сигналами, что готовы разморозить отношения. Эйфории при этом нет ни у одной из сторон, а некоторые комментаторы убеждены, что Европа снова наступает на грабли.

10 апреля министр иностранных дел Владимир Макей встретился в Витебске с латвийским коллегой Эдгарсом Ринкевичсом. Смысл риторики, если перевести с птичьего языка дипломатов, примерно таков: пора осторожно выруливать из тупика, в котором белорусско-европейские отношения оказались после разгрома Площади 19 декабря 2010 года. В принципе же, дипломатическая активность такого рода наблюдается уже несколько месяцев.




Диалог еще не начался, а оппозиция уже дерется

А накануне, 9 апреля, в стенах Европарламента в Брюсселе прошла большая дискуссия об инициативе «Европейский диалог о модернизации с Беларусью» — и там тоже был силен голос сторонников диалога с Минском. Попутно стало известно, что министр Макей и еврокомиссар Штефан Фюле еще в феврале в Тбилиси договорились о включении белорусских властей в «Диалог о модернизации».

Перед брюссельской встречей Александр Милинкевич, Владимир Некляев и Алексей Янукевич — лидеры того крыла оппозиции, которое политологи условно именуют конструктивным, — выступили с совместным заявлением «Больше Европы для Беларуси». Лейтмотив таков: «Мы уверены, что только возвращение к полноценному диалогу и сотрудничеству между Беларусью и Европейским союзом существенно расширит возможности нашей страны и общества для модернизации и построения демократического строя».

Авторы заявления тут же попали под кинжальный огонь более радикального крыла оппозиции. «Нельзя легитимировать диктатуру!» — провозгласил эмигрировавший после тюрьмы в Британию Андрей Санников. Подобная позиция у другого видного политэмигранта Зенона Пазьняка. Сторонники жесткой линии, усиления санкций против режима нещадно изобличают «лоббистов Лукашенко в Европе».

Короче, диалог еще не начался (и нет гарантии, что начнется), а раздрай среди оппонентов режима пошел на новый виток. Бессменному президенту Беларуси это уже на руку, ведь таким образом, как отметил в интервью для Naviny.by политолог Валерий Карбалевич, «уменьшаются шансы оппозиции выработать общую стратегию на выборы 2015 года».

Аналитики отмечают, что конфронтация между оппозиционными группировками во многом объясняется интересами сохранения и расширения своей ниши: при потеплении выигрывают одни, при холодной войне — другие.


Между принципами и прагматизмом

При этом позиция сторонников жесткой линии в пиаровском плане, пожалуй, более эффектна, морально выигрышна: никаких игр с диктатурой, давить до победного конца! Но оппоненты делают упор на то, что политика — это искусство возможного. С их точки зрения, схема «усиление санкций — падение уровня жизни — бунт масс — крушение режима — победа демократических сил» утопична, уязвима в каждом своем звене.

Оппоненты радикалов говорят: не факт, что массы выйдут на улицы даже при проседании доходов вдвое, ведь обвал 2011 года народ проглотил молча. Далее: кто сказал, что в результате гипотетического хаоса придут к власти именно демократы, а не ловкий закамуфлированный ставленник Москвы, например? И не сдаст ли сам Лукашенко страну Москве?

Впрочем, на последний тезис аналитик Валерий Карбалевич смотрит скептически: слишком силен у белорусского правителя инстинкт безраздельной власти.

В общем, ломать копья можно до бесконечности, но люди, принимающие решения в Брюсселе и Минске, будут руководствоваться собственной логикой. С одной стороны, Европа явно не готова вести против режима Лукашенко полномасштабную экономическую войну и даже прекратила расширять точечные санкции. С другой стороны, белорусские власти хотят получить большую свободу геополитического маневра, чтобы сподручнее было ускользать от удушающих объятий Москвы, а к тому же и разжиться западными деньгами.

В общем, и ЕС, и Минск психологически подошли к разблокировке отношений и теперь усиленно торгуются, чтобы не прогадать. Очевидно, что без освобождения политзаключенных Лукашенко не обойтись. А вот вопрос их реабилитации, по мнению Валерия Карбалевича, может стать предметом переговоров.

Акцентируя внимание на этом и ряде других уязвимых моментов, непримиримое крыло белорусской оппозиции уже заявляет о сдаче Европой своих принципиальных позиций.

«Пока такие упреки основываются на догадках, — отметил в комментарии для Naviny.by аналитик Белорусского института стратегических исследований Андрей Елисеев. — Не известно, на какой стадии находятся договоренности Беларуси и ЕС и на каких условиях они могут быть заключены. С одной стороны, Евросоюз, пойдя здесь на уступку, выглядел бы не в идеальном свете, так как изначально требовал и реабилитации. С другой стороны, с человеческой точки зрения намного важней по крайней мере как можно ранее обеспечить освобождение политических заключенных».

Да, ведь можно посмотреть на проблему и так: если отношения не разморозить, Николай Статкевич, Алесь Беляцкий и еще около десятка фигурантов списка политузников будут мотать сроки до упора. И здесь тоже есть моральная коллизия, о которой пишет на форумах политизированная публика: хорошо-де быть радикалом из-за границы!

«Если власти освободят политических заключенных, то Евросоюзу не сотрудничать с официальным Минском в ряде областей было бы контрпродуктивно — как с точки зрения усиления влияния ЕС в Беларуси, так и с точки зрения выигрыша для населения в целом», — рассуждает Елисеев. По ряду причин, добавляет эксперт, даже упрощение визового режима не может быстро продвинуться без сотрудничества с властями.

Кто в итоге выиграет от разморозки отношений, сложно прогнозировать, резюмировал собеседник Naviny.by: «Это зависит от стратегий всех сторон».


Европа выше пояса не прыгнет. Да и не собирается

Пока шансы на выпуск политзаключенных, пожалуй, фифти-фифти. Но это не из сферы фантастики. Предположим, это случится, как прогнозирует бывший политзек № 1 Александр Козулин, в мае-июне. Европа, в свою очередь, выведет Макея из черного списка и, возможно, пригласит его или премьера Михаила Мясниковича на ноябрьский саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе.

Но что дальше? Это самый интересный вопрос, считает Валерий Карбалевич. По его мнению, автоматического ремейка оттепели 2008-2010 годов не получится. И дело даже не в том, что уровень взаимного доверия теперь ниже плинтуса.

«Предыдущая оттепель происходила на фоне резкой конфронтации с Москвой, — отмечает собеседник Naviny.by.Теперь же Кремль в принципе дает дешевые газ и нефть, кредиты — пусть и с некоторыми сложностями».

А вот западные деньги не польются сразу рекой. Да и вообще Евросоюз в качестве неиссякаемой соски для белорусского режима Россию не заменит. Ну а «учиться в школе демократии» белорусскому руководству сто лет не нужно. Только безнадежный наивняк в Брюсселе и оппозиции (а есть ли там такие?) может рассчитывать, что диалог способен склонить верхушку режима к прозрачным справедливым выборам.

Впрочем, даже гомеопатическая либерализация для созданной Лукашенко системы опасна. Официальный руководитель признавался, что его даже подташнивало осенью 2010 года, когда были ослаблены гайки на период предвыборной кампании. Этот опыт показал: население быстро входит во вкус плюрализма, заражается политикой.

Сегодня же, когда ветер на западном направлении вот-вот может поменяться, ни рвать на себе волосы, ни бросать в воздух чепчики сторонникам перемен в Беларуси не стоит. Чудеса маловероятны. Очевидно лишь то, что в случае разморозки отношений и Европа, и Лукашенко вступят на поле более сложной игры с рисками для каждой из сторон.

А в принципе белорусский сюжет будет определяться экономикой и давлением в котле общественных настроений. По крайней мере второе пока властям не страшно, и Европа тут выше пояса не прыгнет. Да и не собирается, судя по всему.
 

Оценить материал:
Средний балл - 3.89 (всего оценок: 29)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • http://ex-press.by/article.php?id=63139 Киприоты в среднем в три раза богаче немцев, если принять во внимание принадлежащую гражданам Кипра недвижимость По данным Европейского центробанка за 2008-2010 годы, среднее состояние подданного Люксембурга составляло 397 800 евро, киприота - 266 900, а гражданина Мальты - 215 900 евро. В то же время среднестатистический житель Германии в среднем обладал состоянием в 51 тыс евро, Нидерландов - 103 600, Финляндии - 85 500 евро. По этому среднему показателю немцев обгоняли и граждане Греции (101 900 евро), и Португалии (75 200 евро) - стран, которые получали кредиты от ЕС, ЕЦБ и МВФ. Испанцы и итальянцы оказались значительно богаче: среднее состояние жителя Испании составило 182 700 евро, Италии - 173 500 евро.
  • Кстати,а если вместо закрытия границ поставить систему "град"... Думаю поможет.)
  • А что там вонючка темза...не ралилась ли?
  • Последнее для Лука!
  • Паникёр! Впрочем,они мне безразличны(запад) Пусть ответят за всю фигню,что устроили на континете!
  • Напомним, прекращение избирательного правосудия и освобождение Тимошенко и Луценко - одно из трех требования ЕС для подписания соглашения об ассоциации.