Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»
-
Официальный Минск по-прежнему не торопится навстречу единой Европе
С течением времени амплитуда колебаний в отношениях с Брюсселем уменьшится и они выйдут на более или менее стабильный уровень… -
Глава МИД Литвы Линас Линкявичус: визовые центры должны появиться во всех областях Беларуси
Итоги двухдневного визита в Минск глава внешнеполитического ведомства Литвы прокомментировал в интервью БелаПАН...
- Товарооборот Беларуси с ЕС в январе-мае снизился на 1,3%
- Макей и Линкявичюс обсудили «широкий круг вопросов белорусско-литовского сотрудничества»
- Линкявичюс и Мясникович обсудили вопросы двустороннего сотрудничества
- В Беларусь прибыл министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс
- В Литве на крупнейшей свиноферме выявлена чума свиней
- Глава МИД Литвы доволен откровенностью проведенных в Беларуси встреч
- Майра Мора о Беларуси: основа любых отношений — познавать своего соседа
- В диалоге с Беларусью возможностей для компромисса ЕС не видит
- Лукашенко поручил продемонстрировать ЕС значимость Беларуси
- Литва не собирается зарабатывать на визах для белорусов
Беларусь-ЕС
ОБОРОНА: ЭСТОНСКИЕ УРОКИ. 2. Соседство с Россией поднимает боевой дух
У Беларуси имидж милитаризованной страны. Но он обманчив. А вот маленькая Эстония имеет довольно эффективные вооруженные силы и реально хлопочет об их оснащении по последнему слову.
Воевать в лесу эстонцу не привыкать. Фото Сил обороны Эстонии
И хотя в этой стране Балтии советская жизнь сдана в музей, похоже, именно эстонцы четко усвоили ленинский завет учиться военному делу настоящим образом. К чему их подталкивает, как сами признаются, соседство с большой страной, у которой имперский бэкграунд.
Белорусская армия дает копоти на парадах
Александр Лукашенко уверяет, что белорусская армия — одна из самых боеспособных в Европе. И уж точно, мол, является, по признанию западных экспертов, лучшей на постсоветском пространстве и в бывшем социалистическом лагере.
Да, армия не из худших, но в заявлениях руководства, считают отечественные независимые аналитики, велика доля бравады.
Во всяком случае, новость, что Беларусь опять вошла в первую двадцатку «Глобального индекса милитаризации», вызывает скепсис у ряда экспертов — Александра Алесина, Андрея Поротникова. Похоже, что у составителей рейтинга какие-то изъяны в методике. А может, давят стереотипы и срабатывает обыкновенная леность, предположил Поротников в комментарии для Naviny.by.
Белорусские аналитики указывают, в частности, на то, что наша армия явно отстает в плане модернизации вооружений.
Вместе с тем — да, этого не отнимешь: любит, любит белорусский официальный лидер покрасоваться в военном облачении. Государственные СМИ охотно тиражируют образ главнокомандующего в роскошной экзотической форме на трибуне во время парадов (когда армия в буквальном смысле дает копоти населению), в камуфляже на учениях, причем в последние годы рядом еще и младший сын, тоже одетый в стиле милитари. Короче, пусть электорат знает: страна в надежных руках.
За рубежом же на зловещий имидж «агрессивной» Беларуси работает то, что ее руководство периодически срывается на антизападную риторику в духе холодной войны. Скверная политическая репутация режима и его конъюнктурное союзничество с Россией тоже формируют благодатную почву для страшилок. Совместные с россиянами маневры «Запад» всякий раз вызывают ажиотаж в СМИ Польши и стран Балтии. Создается иллюзия, что войска двух одиозных режимов вот-вот ударят по сытой, потерявшей бдительность Европе.
Белорусская оппозиция, которая твердит о раздутых силовых структурах и без особого анализа призывает сократить армию по самое не хочу, тоже добавляет свои штрихи к этому образу донельзя милитаризованной диктатуры.
С другой стороны, белорусскому начальству явно льстят союзники. Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа (Москва), заявляет: вооруженные силы Беларуси могут захватить страны Балтии за два дня даже без помощи России. Армии же прибалтов Храмчихин называет виртуальными.
Русские смеются: что за войско без танков!
Вообще не новость, что русские любят иронизировать над эстонской армией. Действительно, ну что за войско: ни самолетов (если не считать пары кукурузников), ни танков. Есть 1-я пехотная бригада, а вот второй нет: бригада — в единственном числе. На маневры 2010 года — смех сказать — пришлось арендовать у латышей старый советский Т-55 (и якобы даже его сломали).
Но дело в том, что миссия эстонских вооруженных сил предельно проста — продержаться дней десять до подхода натовской подмоги. А для этого важно иметь упорную пехоту с хорошим стрелковым оружием (у эстонцев — израильские и шведские автоматы), владеть искусством боя на пересеченной местности, партизанской войны, специальных операций в тылу противника. И в этом плане кое-что делается. Причем о некоторых моментах Москву, понятное дело, не особо информируют.
В общем, насчет виртуальности российский эксперт, пожалуй, погорячился. Во всяком случае если вести речь именно об Эстонии, самой продвинутой из балтийской троицы в военном плане.
Только цифры. Эстония тратит на оборону 2% ВВП, в то время как Беларусь — 1,05–1,1% (при том что и сам ВВП на душу населения у нас меньше). В цифрах это выглядит так: Эстония — 361 млн. евро в 2013 году, Беларусь в эквиваленте — около 690 млн. долларов. Цифры вполне сопоставимые, хотя разница в населении огромная.
При этом Эстония реально модернизирует вооружения, расходуя на это более 40% оборонного бюджета. В Беларуси мечтают о 20-25% на эти цели. А пока советское оружие белорусской армии стремительно стареет и физически, и морально.
Между тем миссия в Афганистане показала эстонским военным, что надо приобретать хорошие тяжелые бронированные машины для защиты живой силы. Ранее были куплены в Англии корабли — охотники за минами.
К слову, на Балтике и поныне много мин со Второй мировой. На что в свое время в специфической форме обратил внимание и Лукашенко. Обидевшись, что россияне решили проложить трубу через Балтийское море вместо второй ветки Ямал — Европа через Беларусь, ее лидер назвал «Северный поток» самым дурацким проектом России (это, кстати, к вопросу о теплых союзнических чувствах) и предрек: «Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов».
Ну а на боевые истребители и танки прибалты и впрямь не хотят тратиться. Во-первых — да, страны по западным меркам откровенно небогаты. Во-вторых, а зачем тогда в НАТО вступали? Так, небо Балтии сегодня патрулируют по очереди, пролетая иной раз и над Таллинном, истребители разных стран Североатлантического альянса.
Небо над Беларусью, как известно, готовы взять под свою опеку россияне. Но в связи с планами создать их авиабазу в Лиде у внутренних оппонентов Лукашенко большие вопросы по поводу угроз независимости. В странах Балтии по целому ряду причин «натовской оккупации» не боятся.
Патриотизм здесь воспитывает Москва
С Храмчихиным же, заявившим, что бойцы-прибалты «не страдают склонностью к героизму и самопожертвованию», эстонцы готовы поспорить и насчет состояния боевого духа.
По словам генерала Антса Лаанеотса, бывшего командующего Силами обороны, патриотизма его соотечественникам добавляет именно то, что они живут «в непосредственном соседстве со страной, которая периодически угрожает».
![]() |
Военный историк Игорь Копытин. Фото автора |
В свою очередь, таллиннский военный историк Игорь Копытин отмечает сильное идеологическое влияние Москвы, которая старается создать в маленькой стране Балтии наряду с эстонским и свой «российско-прокремлевский мир».
По мнению собеседника, Кремлю выгоден раскол в эстонском обществе, который создает трудности в развитии страны. При этом, считает Копытин, «русскоязычное население используется как средство влияния на внутриполитическую ситуацию в стране». В итоге «сами русскоязычные стали заложниками ситуации, не всегда это понимая».
Для эстонского же государства, считает собеседник, важно «создавать двойную идентичность»: у тебя могут быть русские или любые другие корни, любовь к языку и культуре предков, но вместе с тем — и сильное чувство, что ты эстонский гражданин.
Игорь Копытин: я эстонец русского происхождения
Маленькую страну потрясли события апреля 2007 года, когда перенос памятника советским воинам — Бронзового солдата из центра столицы на военное кладбище вызвал массовые беспорядки. С ними удалось справиться силами полиции, армия не вмешивалась, хотя, как признавались некоторые собеседники, была приведена в боевую готовность.
Эстонские политики убеждены, что эти беспорядки инспирировала Россия. Они утверждают: Москва и по сегодняшний день вкладывает бешеные деньги в пропаганду и другие недружественные действия против Эстонии, изображая ее некой фашистской страной, где русскоязычных третируют.
На самом деле эта страна с трудным наследием советского периода (включая искусственные демографические дисбалансы) показывает пример достаточно успешной интеграции русскоязычного населения. По словам советника правящей Партии реформ Аарне Веэдла, число неграждан за последние годы заметно снизилось, а вот доля владеющих эстонским языком среди русскоязычных, напротив, резко возросла.
Со своей стороны, Игорь Копытин подчеркивает роль армии в «процессе культурного трансфера». К слову, и сам Копытин — пример интеграции мальчишки из «русского гетто» в эстонское общество. Свободно владеет языком титульной нации, подчеркнуто называет себя не русскоязычным, а «эстонцем русского происхождения».
К слову, он около десяти лет прослужил в вооруженных силах: сапер, военный логист, прошел старшим сержантом через Афганистан в рамках миссии ISAF, причем служил в провинции Гельменд, где талибы давали прикурить. Ныне — прапорщик резерва, командир взвода Кайтселийта, этого эстонского варианта территориальных войск.
Но подробнее о загадочном Кайтселийте — в следующей публикации цикла.
Продолжение. ОБОРОНА: ЭСТОНСКИЕ УРОКИ. 3. Воевать за свой дом в буквальном смысле
Таллинн — Минск.
Предыдущая публикация цикла:
ОБОРОНА: ЭСТОНСКИЕ УРОКИ. 1. Продержаться десять дней до подхода НАТО
Последние Комментарии