ЕС назвал «прискорбным» решение суда о переводе Статкевича в тюрьму

 

«Освобождение всех политических заключенных остается критически важным в контексте улучшения отношений между ЕС и Беларусью», — подчеркивается в заявлении, размещенном 6 мая на сайте верховного представителя ЕС по внешней политике Федерики Могерини.



4 мая на заседании суда в шкловской исправительной колонии № 17, где содержится Николай Статкевич, было принято решение о его переводе на тюремный режим до конца срока наказания (1 год 7 месяцев 15 дней). Оппозиционного политика обвинили в нарушении правил внутреннего распорядка и неподчинении требованиям руководства колонии.

Юрист Павел Сапелко обратился в управление департамента исполнения наказаний МВД по Могилевской области с жалобой на действия сотрудника милиции, который не пропустил его на выездное судебное заседание над Николаем Статкевичем в исправительной колонии № 17 Шклова, сообщает правозащитный сайт spring96.org.

В жалобе Сапелко указал, что днем 4 мая он попытался зайти в административный корпус шкловской колонии, чтобы выяснить, каков порядок доступа на судебное заседание над Статкевичем, в отношении которого рассматривался вопрос об изменении ему режима содержания. Входная дверь корпуса была заперта. Юрист отметил, что около пункта пропуска на территорию колонии к нему, а также представителю Евросоюза и журналистам, которые также намеревались попасть на суд, подошел майор милиции, отказался представиться и «в жесткой форме потребовал отойти от здания и уйти на автостоянку, расположенную в 50-70 метрах от КПП».

«На вопросы о возможности доступа на судебное заседание он не отвечал, выразив при этом невнятные угрозы произвольного задержания и применения силы в случае, если я в числе других граждан не отойду», — пояснил Сапелко, добавив, что при необходимости сможет опознать офицера.

Юрист отметил, что, согласно законодательству, сотрудники органов внутренних дел во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязаны разъяснить ему основания для ограничения. При этом уточнил, что, по закону, рассмотрение уголовных дел во всех судах Беларуси происходит в открытом режиме, за исключением ограниченного ряда случаев.

По информации его жены Марины Адамович, у Статкевича более десяти взысканий, большинство — за отказ от работы по уборке территории. Такую работу должны выполнять все заключенные по очереди и не больше двух часов в день, но в отношении Статкевича эти нормы не действовали, что он расценивает как узаконенное издевательство, пояснила Адамович. 24 марта политик написал заявление об отказе от работ, после чего давление на него усилилось.

Пятидесятивосьмилетний Николай Статкевич — единственный кандидат в президенты Беларуси на выборах 2010 года, который до сих пор находится в заключении. В мае 2011-го он был приговорен к шести годам лишения свободы по обвинению в организации массовых беспорядков в день президентских выборов. Международные правозащитные организации признали Статкевича политическим заключенным, сообщает БелаПАН.