Другие материалы рубрики «Беларусь-ЕС»

  1. Беларусь не вернется в европейскую систему преференций?
    Белорусские власти вряд ли готовы серьезно расширить возможности независимых профсоюзов, тем более при экономическом кризисе…
  2. Страны Восточного партнерства усиливают прагматизм отношений
    На фоне эскалации напряжения между Россией и Западом значение площадки Восточного партнерства только увеличивается…


Беларусь-ЕС

«Если в милиции могут избивать людей, то какая разница, есть ли там пандус»

 
Беларусь и Евросоюз планируют возобновить диалог о правах человека. Однако эксперты отмечают, что белорусские власти постараются свести дело к обсуждению не самых острых для себя тем.
 
 
Глава представительства ЕС в Беларуси Майра Мора в интервью белорусской службе радио «Свобода» сообщила, что Минск и Брюссель в этом году могут возобновить переговоры о соблюдении прав человека.
 
«Беларусь согласилась возобновить диалог по правам человека, который в первый раз прошел весной 2009 года, после чего совместных встреч по этому вопросу не было, — сказала Мора. — Сейчас идут переговоры о том, когда это может произойти. Видимо, что это будет в этом году, более подробно я сказать не могу».
 
По словам Моры, это часть так называемой дорожной карты — списка мероприятий, в рамках которых ЕС готов сотрудничать с Беларусью.
 
Пресс-секретарь МИД Беларуси Дмитрий Мирончик подтвердил БелаПАН, что работа по возобновлению такого диалога ведется, но подробности сообщать не стал.
 
 
Новый тур игры
 
Юрий ЧаусовПолитолог Юрий Чаусов считает, что возобновление диалога о правах человека — это для ЕС в первую очередь символический жест.
 
«Если мы вспомним предыдущий этап этого диалога, который прервался из-за резкого охлаждения отношений 2010 году, каких-то существенных итогов его мы не наблюдаем, — подчеркивает эксперт в комментарии для БелаПАН. — Это процесс кулуарный, без участия гражданского общества, и сложно сказать об итогах диалога, который закончился Площадью в 2010 году. Если там и были какие-то договоренности или результаты, они все, наверное, оказались перечеркнутыми теми событиями, которые произошли».
 
Наполнится ли нынешний диалог реальным содержанием, пока прогнозировать сложно. «Нужно внимательно смотреть и требовать публичности хотя бы в минимальной степени, хотя бы о тематике диалога, обсуждаемых вопросах», — сказал Чаусов.
 
Олег ГулакВ свою очередь, председатель Белорусского Хельсинкского комитета (БХК) Олег Гулак полагает, что это будут «будут периодические и достаточно редкие» встречи на один день представителей Еврокомиссии и белорусской стороны.
 
«На этих встречах будут обсуждаться определенные темы, которые заранее согласованы, что сделано, что можно сделать, — спрогнозировал Гулак в комментарии для БелаПАН. — Но не будет никакого принуждения, насколько я понимаю, все действительно очень мягко будет происходить».
 
При этом руководитель БХК отметил, что правозащитников участвовать в этом диалоге пока не приглашали.
 
«Это межправительственное мероприятие, — сказал он. — Нас ЕС привлекает к обсуждению тем, которые нужно затронуть. Но это позиция Евросоюза, белорусские власти нас пока ни о чем не спрашивали».
 
Гулак отмечает, что Беларусь, как и многие страны, подвергающиеся критике за нарушения прав человека, пытается перевести обсуждение на менее значимые проблемы, «которые не трогают устоев режима».
 
При этом, в отличие от соседей на постсоветском пространстве, в Беларуси пока не пришли к созданию проправительственных правозащитных организаций, помогающих властям гибче играть в этом вопросе.
 
«Конечно, как только страна начнет немножко играться с правами человека, можно ожидать, что такие организации будут появляться, — предполагает Гулак. — Но все равно это лучше, чем глухая позиция отрицания, что этой темой нужно заниматься».
 
 
Сместить фокус
 
Со своей стороны, Чаусов отмечает, что Беларусь сейчас сознательно направляет диалог — не только с ЕС, а со всеми правозащитными структурами — в сторону гуманитарного измерения прав человека.
 
«Права человека — это всегда отношения человека и государства, — поясняет он. — Но возникают еще некоторые аспекты, которые с государством напрямую не связаны. Например, толерантность, домашнее насилие. Это такие дополнительные аспекты прав человека. В Беларуси сознательно стремятся эти гуманитарные аспекты, важные, но не связанные с изменением роли либо позиции государства, ставить во главу угла в диалоге о правах человека».
 
Ярчайшим примером этого Чаусов назвал заявления белорусских чиновников в Совете ООН по правам человека о том, что на предстоящих президентских выборах избирательные участки будут обеспечены материалами со шрифтом Брайля.
 
Вот такой своеобразный ответ на претензии, что выборы в стране далеки от международных стандартов.
 
Политолог уверен, что с точки зрения властей содержание диалога должно быть наполнено именно такими темами: проблема тюрем, гуманитарные аспекты, вопросы меньшинств, но не свобода слова, не политические права человека. Даже экономические права человека власти уже не очень хотят обсуждать.
 
«Очень долго Беларусь хвасталась, что у нас с социально-экономическим компонентом прав человека все в порядке, — сказал Чаусов. — Но сейчас и с этим все сложно. Есть декрет о фактически рабском труде в деревообработке. Декрет о том, что принято называть налогом на тунеядцев. Беларусь уже и в этой части не может ничем похвастаться».
 
Стране остается только демонстрировать прогресс в сферах, которые не требуют ни уступок со стороны государства, ни существенных расходов. А если какие-то расходы (например, на изготовление материалов со шрифтом Брайля) и потребуются, то деньги на них всегда можно попросить у Евросоюза в качестве помощи.
 
«Это достаточно сознательная политика белорусских властей, — подчеркивает Чаусов. — Она была хорошо видна во время недавней процедуры Универсального периодического обзора в ООН, когда Беларусь направила в Женеву большую делегацию — десяток чиновников из всех ключевых министерств. По тому, что они говорили о правах человека, очевидно, что они не совсем понимают, куда попали. Но сам факт, что официальный Минск направляет огромную делегацию в Женеву обсуждать права человека, свидетельствует о том, что права человека сейчас для Беларуси — это то, о чем Минск готов говорить, потому что о чем-то говорить надо».
 
Отношения с Западом улучшаются, поясняет аналитик, «но не совсем корректно всегда просить кредиты, инвестиции и доступ к рынкам, надо еще какое-то политическое содержание. И вот находят такое безобидное политическое содержание для диалога».
 
Безусловно, отмечает Чаусов, для ЕС, для мировой системы прав человека вопросы толерантности, положения меньшинств, инвалидов тоже важны.
 
«Это тоже компоненты прав человека. Но об улучшении в этой части можно говорить тогда, когда ядро ценностей прав человека принимается, когда есть справедливый суд, достигнут прогресс в области свободы слова, доступа к информации, свободы ассоциаций и собраний, — сказал политолог. — Грубо говоря, если у нас могут в милицейских участках избивать людей, то какая разница, есть ли там пандус к этому участку или нет. Это ведь положение прав человека не изменяет».
 
В то же время, отмечает собеседник БелаПАН, ситуация, когда диалог ведется не о самых важных и болезненных вопросах, устраивает обе стороны. И Беларуси, и ЕС «необходима та оболочка, которая позволит им говорить о том, что происходит диалог по каким-то ценностным вопросам, а не просто формальная поддержка геополитической позиции вроде бы нейтрального или сохраняющего нейтралитет в восточноевропейском конфликте государства», резюмировал политолог.
 
  
Оценить материал:
Средний балл - 4.32 (всего оценок: 13)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Били , бьют и будут бить. По всему миру. По всем недоразвитым и цивилизованным странам. А у нас что? Глушь, окраина Европы, отсюда дикие нравы и грубость чувств. А для чего у них в милиции палки резиновые? Наверное чтобы педагогический массаж делать в культурно-просветительских целях. В цивилизованной и демократической Америке предпочитают сразу использовать огнестрельное оружие, чтобы клиента быстрее похоронить уже перевоспитанным, Австрийские полицейские сначала валят на землю, а потом дубасят ногами горемышного...
  • Один старый американский полицейский посоветовал своему молодому коллеге забыть то чему его учили в академии. В жизни, сказал он, можно больше. Можно стрелять без предупреждения, превышать скорость и бить женщин... Шеф, перебил его молодой полисмен, я и в академии женщин бил...