Дата публикации:
02.02.2015
Адрес страницы
https://naviny.by/rubrics/finance/2015/02/02/ic_articles_114_188134/

Власти хотят успеть до выборов пополнить закрома деньгами

Автор: Дмитрий ЗАЯЦ


Власти пришли к выводу, что финансовых ресурсов, которые необходимы стране, недостаточно, и ставят задачу наполнить закрома валютой в краткосрочной перспективе. По информации БелаПАН, перед правительством и Национальным банком стоит задача в первом полугодии принять меры по увеличению золотовалютных резервов. Задача очень непростая, учитывая, что источники привлечения валюты в страну сегодня крайне ограничены.




Приватизация резервам не поможет

По состоянию на начало года золотовалютные резервы Беларуси составляли около 5 млрд. долларов и снизились до минимального с 2011 года уровня. Учитывая значительные при этом платежи Беларуси по государственному долгу (порядка 4 млрд. долларов) в 2015 году, можно сказать, что подушка безопасности у страны сегодня весьма скромная.

В этой связи планы властей по увеличению резервов эксперты считают вполне объяснимыми.

«За последнее время резервы существенно сократились, в том числе в декабре примерно на 760 млн. долларов. Небольшие резервы — одна из причин возникновения негативных ожиданий у юридических и физических лиц. В этом контексте планы по увеличению резервов могут быть вполне оправданными», — отмечает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Увеличить размер золотовалютных резервов, по информации БелаПАН, правительство и Национальный банк должны к 1 июля 2015 года. Каким образом эта задача может решаться?

Представляя новое руководство правительства и Национального банка членам верхней палаты парламента, Александр Лукашенко в середине января ставил задачу «пополнять золотовалютные резервы путем увеличения экспорта и привлечения прямых иностранных инвестиций».

Рост экспорта как инструмент пополнения ЗВР в нынешнем году вряд ли может сработать. Официальный прогноз властей на 2015 год предусматривает снижение экспорта товаров и услуг на 3,6-4%. А озвученный на прошлой неделе прогноз Минэкономразвития России, предусматривающий снижение ВВП России на 3%, лишь подтверждает, что сложности с реализацией белорусской продукции на основном рынке сбыта в 2015 году точно останутся.

Что касается прямых иностранных инвестиций, то ощутимый приток средств в состав золотовалютных резервов Беларусь может получить от приватизации, однако эксперты низко оценивают ее вероятность.

«Вероятность заключения приватизационных сделок в ближайшие полгода низкая. Во-первых, процесс подготовки значимых для ЗВР сделок требует времени. Во-вторых, с учетом происходящего в экономике России российские компании сейчас вряд ли пойдут на приобретение зарубежных активов, в том числе белорусских», — полагает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

Вероятность пополнения резервов за счет приватизационного источника сегодня низка в том числе и потому, что политическое руководство Беларуси не готово идти на продажу госактивов.

«От работы финансово-экономического блока я жду хорошей отдачи. Но сразу предупреждаю: никакой болтовни о приватизации», — подчеркнул Александр Лукашенко, представляя депутатам в декабре 2014 года нового премьер-министра Андрея Кобякова и председателя Нацбанка Павла Каллаура.


Надежда на российские кредиты

Единственный, по мнению экспертов, реальный источник пополнения золотовалютных резервов Беларуси в краткосрочной перспективе — новые заимствования. Правда, и у этого инструмента увеличения ЗВР существуют большие ограничения, поскольку отнюдь не все кредиторы готовы сегодня выделять Беларуси финансирования.

К слову, Нацбанк в январе заявил о том, что планируется «активизация взаимодействия» с Международным валютным фондом. В то же время белорусские экономисты невысоко оценивают вероятность заключения новой кредитной программы с Международным валютным фондом в ближайшей перспективе.

«С МВФ вряд ли мы договоримся за полгода о новой кредитной программе», — предполагает Дмитрий Крук.

Сомнения экспертов обоснованны, учитывая, что персонал фонда жестко увязывает выделение Беларуси кредитов с глубокими структурными реформами в экономике страны, а белорусское руководство зеленый свет таким изменениям сегодня давать не готово.

Реальным источником валютных заимствований могли выступить в 2015 году еврооблигации. В нынешнем году правительство планировало привлечь 1 млрд. долларов за счет размещения очередного выпуска бондов на европейском рынке. Эта задача казалась вполне выполнимой до декабря 2014 года.

Однако на фоне обострения ситуации на валютном рынке Беларуси в конце минувшего года котировки пятилетних и семилетних белорусских евробондов (2010-2011 гг. выпуска), которые торгуются на вторичном рынке, стали ухудшаться. Из-за снижения стоимости долговых бумаг Беларуси доходность по пятилетним и семилетним евробондам, которая отражает примерную стоимость новых заимствований, выросла до 12-18%.

На минувшей неделе котировки белорусских долговых бумаг оказались еще хуже. Во время пресс-конференции 29 декабря Александр Лукашенко заговорил о возможной реструктуризации внешнего госдолга. Буквально сразу после этого цена пятилетних и семилетних белорусских евробондов, согласно данным Штутгартской фондовой биржи, резко упала, а доходность по ним, соответственно, превысила 30%.

Белорусский Минфин вечером 29 января выступил со срочным заявлением, в котором подчеркнул, что реструктуризация внешнего долга… не рассматривается. Речь, как выяснилось, идет о возможном рефинансировании госдолга. Таким образом, Минфин дал понять инвесторам, что президент оговорился, и Беларусь намерена своевременно платить по долгам.

Месседж белорусских финансистов был услышан, и в минувшую пятницу цена белорусских еврооблигаций заметно подросла. Тем не менее, белорусские долговые бумаги продолжают торговаться на европейском рынке ниже своего номинала. Доходность по семилетним белорусским евробондам, которая отражает примерную стоимость новых заимствований, составляла в минувшую пятницу около 18%.

По таким ставкам, уверены белорусские экономисты, Беларусь не готова занимать валютные ресурсы. Поэтому еврооблигации как источник привлечения валютных ресурсов, по крайней мере — в первой половине года, можно исключить.

С учетом вышесказанного единственным реальным источником увеличения золотовалютных резервов Беларуси можно считать российские кредиты. Альтернатив этому источнику в первой половине 2015 года эксперты не видят.

«Если предположить, что финансирование предоставит Россия, а других кредиторов пока представить сложно, ресурсы могут быть выделены на основании политических договоренностей», — считает Ирина Точицкая.

Схожей точки зрения придерживаются и другие эксперты финансового рынка.

«Крупным российским компаниям с учетом сложившейся в стране ситуации сегодня сложно привлечь 500-600 млн. долларов. Чтобы получить государственную поддержку, российские компании сегодня выстроились в очередь. Если на этом фоне Россия начнет кредитовать Беларусь, подоплека у этого решения может быть только политическая», — отмечает Дмитрий Крук.

Во время пресс-конференции на минувшей неделе белорусский президент дал понять, что на российский кредит Беларусь, «если нам будет очень тяжело», может рассчитывать. Минфин России, реагируя на высказывание белорусского руководства, заявил, что Москва может рассмотреть вопрос о выделении Минску очередного кредита.

Остается неясным ключевой вопрос — какую сумму Кремль готов предоставить Беларуси в год президентских выборов…