Деноминация-2016. Чем обрезание нулей грозит населению?

Население Беларуси ничего не потеряет от проведения деноминации, а вот для государства логичнее было бы начинать эту процедуру не с середины будущего года, а с начала 2017-го.

Население Беларуси ничего не потеряет от проведения деноминации, а вот для государства логичнее было бы начинать эту процедуру не с середины будущего года, а с начала 2017-го. Такое мнение Naviny.by высказали эксперты, комментируя указ президента о деноминации белорусского рубля. 

Деноминация — не синоним инфляции

Станислав БогданкевичКак считает бывший руководитель Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич, население ощутит только положительные последствия деноминации, так как будут усилены меры по сокращению инфляции.

«Когда деноминация проводилась ранее, простые люди не ощущали положительного эффекта именно потому, что одновременно с ее проведением не принималось должных мер по развитию конкуренции на потребительском рынке, не ограничивалось кредитование убыточного сектора и бюджетные расходы. В результате люди воспринимали деноминацию как синоним инфляции», — сказал Станислав Богданкевич.

Таким образом, отмечает эксперт, чтобы население ощутило положительный эффект, необходимо одновременно с деноминацией снижать государственные расходы, расширять конкуренцию, ограничивать денежную массу и снижать уровень кредитования убыточного сектора.

«В таком случае деноминация будет полезна для страны, экономики и населения», — уверен Станислав Богданкевич.

При этом эксперт отметил, что деноминацию желательно проводить в случае, если годовой уровень инфляции не превышает 3-5%. В Беларуси же по итогам 2015 года инфляция прогнозируется на уровне 15-18%.

«Надеюсь, — сказал экс-глава Нацбанка, — инфляция все же будет снижена хотя бы до 8% в следующем году. Это тяжело, но реально, если ограничить расходы бюджета, кредитование убыточных предприятий. Не надо вмешиваться в свободное ценообразование на рынке. Это сделать непросто, но какое-то время есть».

В любом случае, считает эксперт, главный вопрос — обеспечить снижение инфляции и стабилизацию на потребительском рынке: «В таком случае небольшие минусы проведения деноминации в виде округления цен будут незаметны для общества».

А стоило ли торопиться? 

Александр Муха У финансового аналитика Исследовательской группы BusinessForecast.by Александра Мухи вызывает удивление дата проведения деноминации: «Логичнее было бы не торопиться, а провести с 1 января 2017 года. Это было бы лучше для статистической и бухгалтерской отчетности».

Вызывает у эксперта вопрос и финансовая почва, на которой запланирован процесс деноминации: «Не оставлена инфляция. Хотя она и замедляется, в зону однозначных цифр по инфляции раньше 2017 года мы не войдем. А проводить деноминацию надо тогда, когда темп инфляции замедляется в течение нескольких лет, двух хотя бы».

Среди негативных последствий деноминации Александр Муха назвал возможное увеличение спроса на иностранную валюту: «Этот период будет недолгосрочным, но случится. Возможности населения не бесконечны, поэтому дельта спроса на валюту по сравнению с воздействием сезонных факторов будет незначительна».

Александр Муха считает, что временное повышение цен люди практически не ощутят, зато деноминация позволит упростить расчетные операции как между юридическими, так и физическими лицами. Также увеличатся масштабы безналичных расчетов.

«У меня есть ощущение, что деноминация и появление монет — это демонстрация серьезности намерений Нацбанка по снижению инфляции. Кроме того, это показывает, что действия Нацбанка имеют политическую поддержку президента», — заключил эксперт.

 

Будем считать нормальными суммами

Вадим ИосубОчередная деноминация белорусского рубля никак не повлияет на национальную экономику, считает старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб.

По его словам, деноминация является «не экономическим, а техническим мероприятием», которое «имеет свои психологические последствия».

«Мы уже будем исчислять не сотнями тысяч, миллионами, а нормальными суммами, — сказал экономист. — Но с экономической, финансовой точки зрения это абсолютно нейтральное мероприятие — цены от него не вырастут и не уменьшатся, курс иностранных валют также не вырастет и не упадет».

На вопрос, своевременно ли планируется провести очередную деноминацию белорусского рубля, однозначного ответа нет, отметил эксперт. Он напомнил, что этот вопрос «стоял достаточно давно», поскольку и сейчас белорусская национальная валюта «с точки зрения номинала — дешевая денежная единица».

Прежнее руководство Нацбанка, сказал Иосуб, неоднократно заявляло, что деноминацию стоит проводить только после того, как инфляция будет ниже 10%. Эксперт не взялся предполагать, почему власти решили убрать лишние нули с белорусского рубля в 2016 году, когда инфляция прогнозируется на уровне 12%.

 

История суверенной Беларуси знает две деноминации: первая проводилась в 1994-м, вторая — в 2000-м. Кроме того, из обращения периодически выводились купюры, хождение которых в связи с ростом цен утрачивало смысл.


  • Как считает бывший руководитель Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич, население ощутит только положительные последствия деноминации, так как будут усилены меры по сокращению инфляции. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/finance/2015/11/04/ic_articles_114_190193/ === Если не будет инфляции да девальвации, вертикальщики да пригенералвертикальщики не простят даже самому самого.