В Беларуси нарастает кризис неплатежей

Просроченная задолженность стремительно увеличивается.

Данные первых месяцев 2016 года свидетельствуют о том, что в стране растет цепочка неплатежей. Просроченная задолженность предприятий (как кредиторская, так и дебиторская) увеличивается стремительно. Кризис неплатежей формирует новые вызовы для белорусских властей, игнорировать которые вряд ли получится.

Задолженность растет

Размер кредиторской задолженности предприятий в январе-феврале увеличился на 5,4% до 372,1 трлн рублей. При этом размер просроченных финансовых обязательств компаний вырос сразу на 18,4% до 68,7 трлн рублей.

С возвратом денежных средств дела также обстоят неважно. Если размер дебиторской задолженности увеличился за январь-февраль 2016 года на 6,8% до 288,2 трлн рублей, то просроченная выросла на 19,7% до 72,3 трлн рублей.

Причем статистика говорит о том, что проблемы у белорусских предприятий существуют не только во взаиморасчетах с внешним миром — массовые неплатежи наблюдаются и на внутреннем рынке.

Так, внутренняя дебиторская задолженность за январь-февраль увеличилась на 7% до 214,3 трлн рублей, а просроченная — на 20,9% до 60,4 трлн рублей.

Аналогичная картина с кредиторской задолженностью. За январь-февраль внутренняя кредиторская задолженность увеличилась на 4,2% до 274,9 трлн рублей на 1 марта, а просроченная — на 17,6% до 54,2 трлн рублей.

В наиболее печальном финансовом положении находятся предприятия агропромышленного комплекса. По состоянию на 1 марта просроченная внутренняя кредиторская задолженность предприятий АПК составляла 18,07 трлн рублей, просроченная дебиторская — 2,73 трлн рублей.

Как видим, разрыв настолько велик, что даже если перед аграриями полностью рассчитаются контрагенты, просроченные долги предприятий АПК останутся большими.

За что не платят белорусские предприятия?

Массовые неплатежи наблюдаются за топливно-энергетические ресурсы — за январь-февраль просроченная кредиторская задолженность организаций увеличилась сразу на 52,1% до 10,8 трлн рублей. По состоянию на 1 марта каждый четвертый рубль, который белорусские предприятия должны вернуть энергетикам, относился к просроченным долгам.

Как показывает статистика, энергетикам сегодня не платят многие представители реального сектора: металлургические предприятия, представители машиностроения, сельхозорганизации.

Показательно, что на фоне лавинообразного роста неплатежей между субъектами хозяйствования белорусские предприятия продолжают достаточно исправно выплачивать своим работником заработную плату.

Просроченная задолженность по заработной плате составляет сегодня в Беларуси менее 0,5% фонда оплаты труда.

Непопулярных реформ избежать не получится

По мнению финансовых аналитиков, рост неплатежей, который наблюдается во взаиморасчетах на внутреннем рынке, обусловлен рядом факторов.

«Рост неплатежей — следствие жесткой денежно-кредитной политики, в рамках которой государство меньше денег стало выделять неэффективным предприятиям. Глубоких реформ в реальном секторе не проводилось, эффективность предприятий осталось на прежнем уровне, соответственно, неплатежи в этой ситуации — закономерное явление», — говорит старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

Экономический спад в России — еще один фактор, который негативно отражается на платежеспособности белорусских предприятий, в частности — экспортеров. В январе-феврале белорусский экспорт оказался на 20% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года.

«Мы видим, что экспортная выручка белорусских предприятий существенно сократилась. Наряду с этим снизилась и рентабельность внешнеэкономической деятельности в долларовом выражении вследствие девальвации российского рубля», — констатируют финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

Между тем, основной объем кредитов, который в последние годы предоставлялся предприятиям, выдавался в иностранной валюте.

«Соответственно, валютные обязательства вследствие девальвации выросли, а рентабельность экспорта, напротив, сократилась, и это негативно сказывается на платежеспособности предприятий», — полагает Александр Муха.

По мнению экспертов, господдержка, которая посредством льготных кредитов в тяжелые времена традиционно оказывалась предприятиям, может лишь на время смягчить ситуацию в реальном секторе. Решить проблемы предприятий руками банков не получится, уверены эксперты.

«В рамках денежно-кредитной политики нельзя провести структурные реформы в экономике. Монетарная политика может лишь создать более благоприятную среду для этих реформ. Нацбанк может снизить инфляцию, но регулятор не в состоянии сделать наши предприятия более конкурентоспособными», — подчеркивает Валерий Полховский.

Наблюдатели отмечают, что механизмы решения проблем в реальном секторе могут быть разными: в одних случаях может помочь приход стратегического инвестора, в других придется идти на банкротство. Так или иначе, какие-то реформы в реальном секторе проводить придется, считают эксперты.

«Углубление проблем в реальном секторе, рост неплатежей может создать серьезные проблемы для банков, за которыми, как известно, стоят вкладчики», — отмечает Александр Муха.

Игнорировать необходимость реформ в реальном секторе становится все тяжелее. Просроченные долги предприятий накапливаются, и чтобы избежать банковского кризиса, непопулярные реформы государству придется проводить.