Как белорусское государство маскирует налоги

Чиновники на всех уровнях неоднократно обещали белорусам стабильную налоговую систему.

Белорусские чиновники на всех уровнях неоднократно обещали белорусам стабильную налоговую систему. Такую задачу перед правительством ставил и президент. Но на практике реализовать налоговую мечту пока не получилось.


Белорусская налоговая стабильность от души приправлена
пошлинами и штрафами

Дыра на дыре дырой погоняет

Стоит только повысить уже существующий налог или ввести новый и благодатно выдохнуть — ну вот, теперь начнется стабильность! — как суровая жизнь снова вносит свои коррективы в виде бюджетных дыр, которые нужно срочно чем-то залатать. И приходится скрепя сердце генерировать новые налоговые идеи.

За последние годы налоговая система Беларуси претерпела существенные изменения. Повышались старые налоги, появлялись новые. Иногда — с громким шумом, как, например, налог на тунеядцев. 20 базовых величин, которые должен уплатить в бюджет каждый неработающий без уважительной причины белорус, до сих пор вызывают бурные дискуссии в обществе.

Но многие налоговые нововведения проходят почти незамеченными.

Вы знали, например, что с 2016 года нужно уплачивать 4% с доходов, полученных в виде выигрыша в азартные игры? Среди относительно «свежих» нововведений — 13% с суммы кредита иностранного банка, не имеющего представительства в Беларуси, или с денег, одолженных у друзей и знакомых, если человек впоследствии купил себе что-то дорогостоящее. Двукратное повышение ставки налога на недвижимость со второй и последующих квартир в собственности. Повышение ставки подоходного налога с 12% до 13%. Введение подоходного налога с доходов по вкладам. Повышение ставки налога на прибыль для банков и страховых организаций с 18% до 25%. Увеличение на 5 процентных пунктов налога на добавленную стоимость при оказании услуг электросвязи (фактически — налог на интернет, который включается в цену услуги). Список можно продолжать еще долго.

Налоговые доходы не поспевают за инфляцией

В 2009 году планировалось привлечь в бюджет 34,8 трлн рублей налоговых доходов (3481 млн, если считать в новых BYN), к 2016 году сумма выросла в четыре раза до 14 149 млн BYN. 

 

Итак, за 8 лет налоговые доходы республиканского бюджета выросли в четыре раза. На первый взгляд, не так уж и мало, но давайте вспомним, какой уровень инфляции сложился за этот период?

С 1 января 2009 года по 1 января 2016 года цены, если отталкиваться от ежегодной статистики Белстата, выросли даже больше — примерно в 4,7 раза. Так что рост налоговых доходов не успевает за инфляцией.

Как же это получается? Что ни день — новый налог, а налоговые доходы бюджета, если учесть инфляцию, не растут, а сокращаются?

Ответ здесь простой. Кризис, который, если верить чиновникам, живет только в наших головах, всё-таки начал выбираться наружу и просачиваться в экономику. Рентабельность бизнеса снижается, многие предприятия убыточны, как следствие — сокращаются налоговые поступления от реального сектора экономики. Снижение реальных доходов населения негативно отражается на потреблении, а значит, меньше средств поступает в бюджет в виде акцизов, НДС и прочих скрытых налогов, которые мы уплачиваем каждый раз, делая покупки в магазине.

Беднеет население — беднеет и бюджет, всё просто.

Госпошлина — это тоже налог

Но не так просты наши чиновники. Налоги, которые недополучает бюджет, поступают в казну в виде других платежей. Неприятное слово «налог» маскируется более элегантным понятием «госпошлина».

Пожалуй, самая нашумевшая пошлина за последние годы — так называемый налог на авто, или пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. С ней до сих пор много открытых вопросов.

Почему те, кто проходит техосмотр дважды в год (например, таксисты), вынуждены каждый раз платить пошлину, спросите вы. Потому что пошлина — это не годовой платеж, а плата за разрешение, которое выдают в ходе техосмотра, ответят чиновники.

Тогда почему те, кто проходит техосмотр раз в два года, платят каждый раз двойную пошлину? На этот вопрос внятного ответа еще никто не получал.

К слову, пошлина не стоит на месте, она растет, и не только вместе с базовой. Например, еще в 2014 году владелец легкового авто массой 1,7 т должен был заплатить 5 базовых величин, владелец легкового авто массой 2,5 т — 7 базовых. Теперь платежи выросли до 6 и 8 базовых, соответственно. Да и базовая с тех пор увеличилась.

Пошлины растут регулярно. В этом году в два раза была увеличена пошлина за выдачу паспорта, за смену имени, фамилии или отчества, за выдачу повторного свидетельства о регистрации акта гражданского состояния. В шесть раз выросла пошлина за сдачу теоретического экзамена на водительские права, в десять раз — за сдачу практического экзамена.

Изменений и нововведений не перечесть. А их результат напрямую отражается на объеме государственных пошлин, поступающих в бюджет. С 2009 года их объем вырос в 30 раз. В 30 раз, Карл! 

 

От штрафа не зарекайся!

Еще есть штрафы, здесь пространство для маневра вообще огромное. Не обязательно даже повышать старые штрафы или придумывать новые. Можно просто начинать штрафовать направо и налево.

Наверняка, каждого из нас найдется, за что оштрафовать, а то и не один раз. Что уж тут говорить о предприятиях, которые регулярно подвергаются проверкам. Здесь на всё воля проверяющего. Можно закрыть на что-то глаза, понять и простить, а можно наказать по полной. Судя по динамике поступивших в бюджет штрафов, ревизоры в последнее время склоняются ко второму варианту. С 2009 года штрафов стало больше в 41 раз.  

 

Пикантный момент: сумма в 118,1 млн BYN штрафов за 2016 год (или 1,18 трлн старых рублей) — это показатель, заложенный в закон о республиканском бюджете. То есть государство изначально нацелено собрать штрафов на 37% больше, чем годом ранее. Это плановый показатель, который нужно выполнить. Такие дела.

И получается такая вот налоговая стабильность, от души приправленная пошлинами и штрафами. В результате бюджет все равно остался при своём, а народ так и не понял, что его в очередной раз обвели вокруг пальца.