«Головная боль» Германии: беженцы и британцы

 
Последний в уходящем году саммит ЕС пройдет 17-18 декабря в Брюсселе. 2015 год стал, по оценке канцлера ФРГ Ангелы Меркель, самым трудным за всю историю европейской интеграции.

Споры о новой программе финансовой помощи Греции, в очередной раз оказавшейся на грани дефолта, дискуссия об отношении к России и украинский вопрос, рост популистских и правоэкстремистских сил в Европе, миграционный кризис, проложивший глубокие рвы между странами Евросоюза, тревожная перспектива выхода Великобритании из его состава...

Две последние из неполного перечня острых проблем ЕС должны, с точки зрения официального Берлина, стать главными на предстоящих переговорах европейских лидеров, пишет DW.

 

Мини-саммит перед саммитом

Еще до официального начала саммита в четверг днем в посольстве Австрии в Брюсселе состоится встреча некоторых глав государств и правительств стран ЕС с премьер-министром Турции. Именно на Турцию возлагают в первую очередь надежды и Еврокомиссия, и страны ЕС, в частности, Германия, оказавшиеся в фокусе миграционного кризиса.

На встрече в австрийском посольстве глава турецкого правительства расскажет о тех мерах, которые уже приняты в его стране с тем, чтобы ограничить трафик беженцев через турецкие границы в Европу. Договоренность с Анкарой об этом была достигнута менее трех недель назад — на саммите ЕС-Турция 29 ноября.

По оценке чиновников Евросоюза, с которыми в эти дни беседовал корреспондент DW, в том, что касается сотрудничества с Анкарой по проблеме беженцев, достигнут «колоссальный прогресс» и «Турция оказывает огромную помощь в борьбе с контрабандистами и в сокращении потока мигрантов».

 

Позитивные сдвиги?

К числу позитивных сдвигов в ЕС относят также преодоление былого хаоса в балканских странах, с которыми теперь более или менее налажен обмен информацией о транзите беженцев. Сложнее обстоит дело с реализацией принятых ранее решений о расселении в общей сложности 160 тысяч мигрантов, застрявших главным образом в Греции и Италии.

Образцовым примером в этом деле можно было бы считать, например, Болгарию. София сообщила 11 декабря Брюсселю, что подготовила места для всех 1302 беженцев из Сирии, Ирака и Эритреи, которые причитаются ей по квоте. Реально, однако, из Италии в Болгарию пока были перевезены только 130 человек, а из Греции — 54.

Если дело и дальше пойдет такими темпами, подсчитал глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, то расселение 160 тысяч беженцев будет завершено только в 2101 году. А ведь 160 тысяч — это только десятая часть мигрантов, нелегально оказавшихся в Евросоюзе в 2015 году.

 

Пограничный план Еврокомиссии

Инструменты, позволяющие снять остроту с проблемы беженцев, — на столе, говорят в Брюсселе, следует лишь начать как можно скорее их применять. Это и цель Берлина, которая ставится на саммите в Брюсселе.

Правительство ФРГ решительно поддерживает план Еврокомиссии по преобразованию европейского пограничного агентства Frontex в реальный инструмент охраны внешних рубежей ЕС. Выступая в среду с правительственным заявлением в бундестаге, Ангела Меркель заявила о необходимости «как можно скорее обсудить и реализовать» это предложение.

Не всем в ЕС, однако, по душе план Еврокомиссии. Он предусматривает возможность патрулирования европейскими пограничниками границ стран на периферии Евросоюза и без их согласия. Подрыв суверенитета? В принципе, да, ведь границы — это прерогатива национальных государств. Но в Брюсселе считают, что конфликтов не будет, поскольку сама такая возможность станет для стран-членов ЕС мощным стимулом принимать те меры, которые ей будет рекомендовать новое европейское пограничное ведомство, и не отказываться от предложенной им помощи.

По мнению Берлина, пограничная инициатива Еврокомиссии позволит остановить уже начавшийся процесс эрозии Шенгенской зоны. «Это амбициозное предложение, но в правильном направлении», — говорит высокопоставленный сотрудник ведомства федерального канцлера и называет план «абсолютным приоритетом».

 

Британский синдром

На саммите в Брюсселе, однако, никакие решения ни по этому вопросу, ни по английским предложениям о реформировании ЕС приниматься не будут — намечены только общеполитические дискуссии на обе темы.

Между тем в Берлине с тревогой ожидают предстоящий не позднее 2017 года референдум, на котором англичане будут решать, останется ли Великобритания членом ЕС или нет. Правительство Германии, говорят в ведомстве федерального канцлера, крайне заинтересовано в членстве этой страны в Евросоюзе и поэтому готово оказать премьер-министру Дэвиду Кэмерону «экстремальную помощь» с тем, чтобы он смог убедить англичан в пользе сохранения Великобритании в ЕС.

Берлин надеется, что в ходе переговоров с Лондоном будет согласован пакет решений, устраивающих и ЕС, и Великобританию. Но при этом, поясняют источники DW в немецких правительственных кругах, у Лондона все равно не будет некоего исключительного статуса в ЕС. Новыми правилами, на которых настаивает британское руководство, в частности, в социальной сфере, смогут, если захотят, воспользоваться и другие страны Евросоюза. Речь идет о желании британского правительства ужесточить правила выплаты пособий по безработице для проживающих в Англии граждан других стран ЕС.

 

Санкции и визы — вне повестки дня

За пределами повестки дня предстоящего саммита ЕС — продление санкций в отношении России и возможная отмена визового режима для граждан Украины и Грузии.

Что касается санкций, то ни одно из правительств стран-членов ЕС не стало возражать против их продления еще на шесть месяцев, а формальное решение на этот счет зафиксируют их официальные представители при Еврокомиссии на своем заседании в пятницу во второй половине дня — уже после окончания саммита.

Для отмены же визового режима с Грузией и Украиной, говорят в Берлине, необходимо выполнение целого ряда предварительных условий, выдвинутых Еврокомиссией. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини считает, что «этот процесс идет в правильном направлении», и обещает уже в ближайшее время представить отчет с оценкой ситуации. На его основании и будет приниматься решение.