Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Пожалей Большого Брата


Максим Жбанков
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2004-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
Минск. Центр. Середина дня. Сидим с художником и арт-менеджером Артуром Клиновым за столиком в «Аквариуме», толкуем про очередной номер журнала «pARTisan». По соседству что-то делят за бутылкой коньяка грузный лысый дядька и тощий блондинчик с хвостиком в мешковатом черном пальто. Прислушались к нашей белорусской речи, начали беспокойно шевелиться. Вдруг блондин обернулся к нам: «Эй, вы в курсе, что белорусский язык придумал Александр Первый? Молчите? Что ж вы мне морду не бьете?» Московский говор не узнать сложно. Ясное дело: Большой Брат пожаловал.

У меня сложные отношения со страной за восточной границей. Строго говоря, она никогда не была моей. Даже во времена советской империи. Москва изначально оставалась зоной другой жизни, в которую периодически совершались набеги за книжками, дисками и фильмами. Развязные продавцы с Калининского проспекта ехидничали: «Что, с гор за джазом спустился?» Хотя бог с ними, с торговцами. Важнее другое: несмотря на все байки про «союз нерушимый республик свободных», мы жили отдельно. В советской коммуналке наши окна смотрели на Запад.

Распад Союза стал не трагедией, а медицинским фактом — неизбежной ампутацией политической зависимости. Русских книжек стало меньше. Хотя белорусских не стало больше. НТВ учило обломки империи свободе. Новый русский попс окончательно превратился в стайку экзотических зверьков. Дальше там все было не про нас.

Пелевин с Сорокиным читались как иностранные авторы. Почти как Бегбедер. «Мумий Тролль» прибывал в запломбированном вагоне из Лондона. Листая пестрый «ОМ», было странно думать, что это написано на понятном языке. А новый русский кинобум вообще оказался вторжением инопланетян — увлеченных изгнанием демонов на пустынных скалах северных морей, патрулирующих ночным дозором московские магистрали и бьющихся на двуручных мечах в подвалах гипермаркетов. Право же, Берлин и Варшава выглядят не в пример понятнее.

Но это в кругу просвещенных умников. Внизу все смотрится иначе. Уходящий в туман материк российской империи оставил хаос в головах. Пока бодаются политики и учат белорусский и английский интеллектуалы, рядовой обыватель живет под колпаком Большого Брата, выбирая в качестве ежедневного утешения «Не родись красивой», а в качестве праздника — визит Александра Буйнова или группы «Крематорий». Народ по сути прав: отечественная глянцевая поросль никак не тянет на роль властителей дум. Поскольку она демонстративно декоративна и полностью управляема. В итоге картинка белорусской культуры сегодня подобна продукту одесской бубличной артели «Московские баранки»: самый смак по краям, а вот в центре — пусто. Русская поп-культура работает как импортный протез, призванный эту пустоту заполнить. Прежде так в Минск приезжали мастера югославской эстрады.

Все это счастье — инерция советских времен. Оно обрушится, когда коммерция придушит идеологию. И однажды выяснится, что с «Muse» договориться проще, чем с Киркоровым, «Tokio Hotel» принесет больше денег, чем Надежда Бабкина, а N.R.M. с «Крамой» вполне способны собирать стадионы. Взгляните на гастрольные афиши Вильнюса и Киева. Они это уже пережили. И спокойно везут к себе «Jethro Tull», «Zuccero», Бреговича и «Moloko».

…А с блондинчиком в черном все кончилось мирно. Он показал нам свой российский паспорт и грустно поведал, что ему с товарищами повстречался в Минске милицейский патруль. Патруль сообщил, что здесь собираться никак нельзя и долго смеялся, когда русский гость воскликнул: «Но тут же демократия!» Одно слово: иностранец…

Большого Брата жаль. Потому что он успел надоесть. Потому что я видел пустые глаза публики на концертах московских умельцев. Потому что, если честно, мы их все больше не любим, а терпим. Сахаринового Баскова. Эмигрантку Подольскую. Долгоиграющего Шевчука. Вечного Макаревича. Даже ухоженных «фабричных» дурочек. Вот закроем границу — куда они, бедняжки, поедут бабки заколачивать? J

Оценить материал:
Средний балл - 5.00 (всего оценок: 1)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Не с просонья ли? О чём вы говорите? Хорошего маловато, радость заключалась в покупке 200 граммов масла - не смешите.
  • Та идея, за которую Вы агитируете, уже превратила народ в подобное сборище:(( А что, кроме советского, был еще какой-то "совок"?
  • А вообще без идеи, превратимся в сборище баранов, которыми понукают то с Востока, то с Запада. Народ и страна сформировались, и это радует. Идея возвращения к советскому, в чем то хороша. Вот только не нужно "совок" возвращать.
  • Выступление за дурно пахнущую идею ничем не лучше выступления за дурно пахнущие деньги
  • Как говорил тов. Озеров в свое время (применительно к хоккею), "нееет, таааакой патриотизм нам не нужен!":)))
  • (Веро)терпимым:)) Вообще-то я делал акцент не на отношении, а на РУССКОЙ