Мнения других авторов

Все материалы рубрики «Мнение»



Мнение

Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Продавцы воздуха

 

Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».

Чем торгуют рекламщики? Вовсе не стиральным порошком, загадочным парфюмом и ночным клубным угаром. Реклама продает позитивный контекст — ту реальность, жить в которой удобно и приятно. Одна проблема: эта реальность совсем не реальна. На продажу выставлен не товар, а лучшее будущее и возможное настоящее. Рекламная сказка придумывает жизнь на наших глазах. А потом убеждает, что ее нужно срочно купить за смешные деньги. Я не против, когда так продвигают женское белье и электрочайники. Пусть будет счастье обладательнице трусиков в крапинку! Но вот насчет музыки — извините…

Не знаю как вы, а вот я убежден: центр культурной политики давно переместился в метро. Здесь можно увидеть живого Владимира Пугача. Здесь скачет бесконечный «Том и Джерри». Здесь двадцать раз на день валит ляписовский «Манифест». От станции до станции — три минуты и пять рекламных листовок. Беги по перрону и слушай клипы. Стой на эскалаторе и гляди афиши. Выкатывайся из вагонов прямо в очередную зазывалку на очередное беспримерное шоу. Странно, что в кассах подземки еще не торгуют билетиками на Спивакова и Солодуху.

Но мне любопытней не набор товаров, а витающий над пассажирскими потоками голос продавца: взвинченный, захлебывающийся, обещающий невозможные блага и новые небеса. «Музыка, изменившая мир!» — это не про «The Beatles» и не про Джими Хендрикса. Это про «Smokie», скромный гитарный бэнд третьего эшелона, отыгравший свое еще в 70-х. И к тому же давно потерявший хрипатого Криса Нормана. «Мировой пианист номер один!» — а на самом деле простой салонный клавишник Ричард Клейдерман. «Золотой состав!» — про блеклый клон блэкморовской «Rainbow» с единственным аттракционом в лице Блэкмора-младшего. Громкие вывески. За ними — пусто.

Забавней всего получается, когда локальные промоутеры сталкиваются с продуктом нетрадиционной культурной ориентации. Например, с пенсионерским барок-рок-бэндом дедушки Яна Андерсона. Безусловно, их визит — событие. Но вот рекламные зазывалки на честный «Jethro Tull» побили все рекорды информационного передоза. Кроме двух ликов самого Андерсона и названия группы листовку усыпали взволнованные слоганы, достойные фанатки-восьмиклассницы: «концерт-мечта», «дуэт флейты и души», «вдохновение, энергия, полет» и — вершина креатива! — «самые необычные рок-музыканты в мире» (скажите это Мэрилину Мэнсону). Славного безумного флейтиста впаривали простакам как нечто среднее между филармоническим абонементом и бородатой женщиной. Спасибо, что не вспомнили про хэви-метал.

Вся штука в том, что у нас никто не озабочен тем, чтобы внятно сориентировать публику. Информационная составляющая отсутствует как класс. Тут все наоборот: надо одурачить зрителя, задурить ему голову громкими титулами и трескучими эпитетами, засыпать восторженными всхлипами и вздохами. Отбить мозги и превратить в завороженного кролика, тянущегося за кошельком. Это стиль ярмарочного зазывалы прошлого века, культобслуживание для «чайников».

Почему все именно так? Есть несколько причин. Во-первых, нет точечной работы с целевой аудиторией. Наши короли гастрольного бизнеса сами далеко не всегда понимают, что за рыба попала в их сети и кому ее можно предложить. Элементарно не хватает образованности и наслушанности. На всякий случай предлагают сразу всем. И в максимально незатейливой форме. Во-вторых, на одних просвещенных олдовых фанатах непростой «Jethro Tull» здесь никак не окупится. Значит, надо хватать за рукав случайных прохожих. А тут уже работает не разум, а энергия прессинга: «Самый лучший! Самый главный! Легендарный! Неповторимый!» В-третьих, настоящих звезд купить удается далеко не всегда. Проще купить второй сорт — и продать за первый. И, наконец, в Минске практически нет площадок для клубных выступлений заезжих артистов. Тысячи так на две мест. Тот же Блэкмор-младший в Москве удовольствовался клубной сценой — и это вполне отвечало его реальному статусу. У нас потребовалось забить зрителями Дворец спорта. А, значит, снова включается логика «чёса»: кричи погромче, обещай побольше. Лови простаков.

Знаете что тут самое грустное? Публика (если это не полные дауны) имеет свойство уставать от вечного напора продавцов воздуха. Пару раз поведется на «самого-самого», обломится… А потом начинает тихо материться на очередной зов и выбирать проверенные услады: текилу, лайм и «Tiger Lillies» с диска. В однообразном рекламном визге пропадают реальные события. И наша возможность опознать их в лицо.

Хочешь продать музыку тем, кому она действительно нужна? Меняй словарь. И отпусти мой рукав.

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».

Оценить материал:
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Все правильно Максим написал. Тошнит уже от этой пестрой рекламы "легендарных", "неповторимых", "уникальных" и т.д. Ей богу, лучше скопить деньжат и съездить раз в год в Прагу или Таллин на концерт каких-нибудь Portishead или U2.
  • Честно говоря, Максим, я не совсем поняла: так Вам понравился концерт Jethro Tull или нет? Лично мне - очень! Я похихикала, прочитав Ваше сравнение насчёт "бородатой женщины". Мэрилин Мэнсон тоже, как мне кажется, не в тему. Он похож на Элиса Купера. Также непонятны ваши придирки к слогану "самая необычная группа" про Jethro Tull. Он и есть из числа таковых. Набрав в поисковике их имя, я сразу увидела ещё более страшное: http://www.jethrotull.org/ Jethro Tull was a unique phenomenon in popular music history. Their mix of hard rock, folk melodies, blues licks, surreal, impossibly dense lyrics ...что в переводе означает: "Уникальный феномен в истории поп-музыки. Смесь хард-рока, фолка, блюза и сюрреализма в текстах..." И это не московские промоутеры, и не местные. А, судя по всему, то ли сами музыканты, то ли их продюсеры утверждают. Я, конечно, согласна с вами, что разный не очень полноценный продукт здесь часто выдают за чуть ли не мировые вехи в развитии. Это касается и никому нигде не известных джазменов, о которых говорят "мировые звёзды", и "Смоки-Рейнбов" в "золотом" составе, и многого другого. Но Цезарии Эворы или Jethro Tull такого рода профанации не касаются. В меру своих знаний я в этом уверена. С другой стороны, вас можно понять, что организаторы и достойных и не очень достойных концертов применяют одинаковые клише. Ну, тут уж никто, кроме образованного потребителя не разберётся по-настоящему. А остальным это надо?